Пн-вс: 10:00—19:00 (перерыв 14:00—15:00)по предварительной записи: пн, вс
whatsapp telegram vkontakte email

Неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения

  • Заключение
  • Тормозная система (ТС) авто представляет собой совокупность механических узлов, электроники с электрическими приводами. Основной задачей системы является плавное понижение скорости ТС и удержание его на месте. Часто водители сталкиваются с проблемой, а именно с неисправностями тормозной системы. Это возникает в случаях, когда человек редко обслуживает и не проверяет работу ТС. В качестве профилактики тормозной системы рекомендуем менять тормозную жидкость вовремя, не игнорировать индикаторы на приборной панели и использовать качественные комплектующие. Выясним, какие признаки выдают поломки, и методы их устранения.

    Описание ТС

    Тормозная система предназначается для безопасного снижения движения и для полной остановки авто. Торможение возникает после создания сопротивления, которое происходит от тормозных сил в контакте с колесами и дорожным полотном. Торможение колес возникает с помощью фрикционного устройства. В экстренных ситуациях требуется большая сила торможения, именно этой особенностью должна обладать ТС.

    Устройство ТС подразделяется на следующие виды:

    Рабочая — помогает снизить скорость машины при обычном режиме эксплуатации.

    Запасная — позволяет уменьшать скорость движения, если произошли неполадки ТС.

    Стояночная — удерживает машину неподвижно на наклоненной поверхности в момент, когда водителя нет в салоне.

    Вспомогательная — нужна для езды на длинных спусках. Помогает поддерживать постоянную скорость.

    Автоматическая — прицеп, при внезапном отсоединении от тягача, автоматически останавливается.

    Основные неисправности тормозной системы автомобиля будут рассмотрены на примере гидравлической системы, поскольку именно она устанавливается на всех легковых авто.

    Гидравлика — это довольно протяженная система, которая распределена по всему авто. Именно от нее полностью зависит безопасность движения. Водители должны контролировать ее состояние. Ведь как ни странно, неисправности возникают в самый неподходящий момент.

    Volkswagen Polo Sedan ТО проверка тормозной системы.Volkswagen Polo Sedan ТО проверка тормозной системы.

    Диагностика тормозной системы – зачем?

    Если вы сторонник мнения о том, что тормоза придумали трусы, то спешим вас разубедить в этом. Тормозная система считается одной из важнейших систем в вашем автомобиле, отвечающих за безопасность. Именно поэтому своевременно необходимо проводить ее диагностику. Обычно, диагностика тормозной системы проводится при прохождении планового ТО. Оно в свою очередь проводится, следуя указаниям автопроизводителя.

    Если же вы обнаружили явное ухудшение технического состояния тормозной системы вашего автомобиля, то можно произвести диагностику самостоятельно. Как правило, в этой процедуре нет ничего сложного и с простой заменой колодок справиться каждый человек, который хоть немного разбирается в технике. Если же вы решили доверить работу мастеру, то можно отправить машину в сервис, где тормозную систему автомобиля смогут проверить с помощью специального оборудования.

    Главные причины неисправности

    Основные неисправности тормозной системы влияют на слаженную работу приводов и механизмов. В итоге водитель частично либо полностью теряет контроль над торможением.

    Во время остановки авто нагрузка приходится на колодки и диски. Колодки способствуют замедлению колес путем прижимания к диску. В процессе этого возникает сильное трение, а значит, колодки требуют регулярной замены. Также деталь изнашивается из-за езды по неровным дорогам, при резких перепадах температур, повышенной влажности. Кроме этого, на их «старение» влияет стиль вождения водителя и условия, при которых машина эксплуатируется.

    Вместе с колодками, износу подвергается тормозная жидкость. Ее роль — вбирать в себя воду из воздуха. При высокой температуре ее доля составляет 3%, в этой ситуации возникает образование пузырьков пара. Соответственно, давления при торможении становится недостаточно. Опасные ситуации на дороге не возникнут, если автолюбитель будет вовремя проверять компоненты ТС своего «железного коня».

    Посторонние шумы

    Шумы непонятного происхождения говорят об износе тормозных колодок. Вместе с этим приборная панель демонстрирует это путем зажигания индикатора. Также у проблемы шума могут быть другие «природы происхождения».

    К ним относят:

    Тормозные колодки не соответствуют тем, что должны быть установлены в авто. Требуется замена на другие, рекомендованные заводом-изготовителем.

    Коррозия дисков. Необходима шлифовка.

    Боковое биение дисков. Для устранения стука требуется расточить или заменить их.

    Если водитель слышит не стук, а скрип тормозов, то это свидетельствует о том, что диск не параллелен суппорту, либо он просто сильно загрязнился. Иногда скрип появляется, когда машина долгое время стоит в помещении с повышенной влажностью. В этом случае ничего предпринимать не нужно.

    Увеличение тормозного пути

    Тормозной путь — расстояние, которое проезжает авто после включения тормозной системы и до остановки. Другими словами, ТП — это параметр, по которому можно определить безопасность машины. Сюда не включена скорость реакции человека за рулем.

    Техническое состояние автомобиля влияет на тормозной путь и ТС занимает в этом главное место. Изношенные колодки, тормозные накладки, деформированные диски и отработанная жидкость, потеряв свои эксплуатационные характеристики, увеличивает длину тормозного пути.

    Также увеличение остановочного пути происходит при возникновении воздуха в ТС в результате разгерметизации или недостаточного прокачивания.

    Вибрация

    Вибрация говорит о том, что произошла деформация диска, либо на нем появились трещины. Чтобы ликвидировать проблему, достаточно заменить или расточить диск, проверить износ, затяжку ступичных подшипников и присутствие смазочной жидкости. Данная неполадка провоцирует пульсацию педали.

    Пульсация, в свою очередь, возникает при:

    Люфте подшипников — требуется их замена.

    Ситуации, когда диск не параллелен суппорту — требуется проверка плоскости установки суппорта.

    При высоком биении или отклонении от приемлемой толщины диска — требуется проверка биения, обточка диска.

    Ничего не предпринимать нужно в случае, когда сработала антиблокировочная система.

    Машину ведет в сторону

    Перечень неисправностей тормозной системы чаще всего начинается с этого пункта. Если машину ведет в сторону, то нужно насторожиться, поскольку это негативно отражается на безопасности людей.

    Причины, по которым авто «уходит» в сторону:

    Неравномерный износ колодок.

    Замасливание или сильное загрязнение накладок у колодок.

    Неправильно или плохо отрегулированные тормоза.

    Загрязнение тормозных суппортов.

    На самом деле, причинами этой проблемы служит как минимум 10 факторов. Сюда также можно отнести неправильное давление в шинах, которое требует корректировки. В некоторых случаях придется произвести обмер ходовой части, если нарушена геометрия заднего моста. При возникновении дефектов амортизаторов требуется их замена.

    «Заторможенные» колеса

    Если при торможении водителю приходится прилагать усилия, то это тревожный сигнал. Возможно, произошел отказ вакуумного усилителя, либо возникло повреждение и ослабление крепления шлангов. Все эти неисправности решаются путем замены деталей на новые.

    Эксперты утверждают, что подобная ситуация также возникает при засорении компенсационного отверстия. Цилиндр требует очищения и замены внутренних элементов.

    Низкий уровень тормозной жидкости

    Низкий жидкостный уровень — это следствие сильного износа колодок. Чаще всего он связан с утечкой. Водитель должен внимательно осмотреть цилиндры, шланги, суппорты и трубки на присутствие подтеков. Сломанные элементы следует заменить.

    Если во время проверки водитель выявил очень сильную протечку, то ему не стоит эксплуатировать авто до момента выяснения причины и ее устранения. Дело в том, что в процессе эксплуатации потеря может еще увеличиться, вызывая отказ в экстренном торможении. Опасности будут подвергнуты все участники движения.

    Неисправности тормозной системы

    Признаками основных неисправностей тормозов являются:

    • слабое их действие;
    • большое усилие на педали при торможении;
    • увод автомобиля в сторону;
    • плохое растормаживание всех колес или одного;
    • слабое действие стояночного тормоза;
    • притормаживание, сопровождающееся чрезмерным нагреванием задних колес при полностью отпущенной педали тормоза и рычаге стояночного тормоза;
    • отсутствие зазоров между колодками и барабаном из-за поломки стяжной пружины колодок;
    • разбухание манжет и заедание поршней.

    1.1. Основные неисправности тормозов с гидроприводом

    Тормозная система не обеспечивает нормальное эффективное торможение. Причины:

    • износ фрикционных накладок на колодках;
    • замасливание накладок колодок (происходит при подтекании тормозной жидкости или смазки из ступиц колес);
    • износ тормозных барабанов, тормозных дисков (увеличение зазора между накладками и тормозным барабаном, уменьшение зазора);
    • попадание воздуха в гидросистему (неплотности в соединениях и через колесные тормозные цилиндры, при износах поршней с манжетами);
    • неисправная работа гидровакуумного усилителя (повреждена диафрагма, негерметичность или заедание клапанов управления, разбухание манжеты поршня цилиндра).

    Тормозная система не обеспечивает равномерности торможения колес. Причины:

    • неодинаковая эффективность действия различных колесных тормозных механизмов (различная степень износа накладок, барабанов, замасливание накладок у отдельного колеса);
    • неравномерное действие тормозных механизмов колес одной оси (вызывает увод автомобиля в сторону из-за некачественной регулировки тормозных механизмов этих колес);
    • последовательность и интервал начала срабатывания тормозов передних и задних колес не соответствуют техническим условиям (неправильная регулировка или неисправность
    • регулятора давления в основном у легковых автомобилей). Полный отказ в работе тормозной системы. Причины:
    • отсутствие тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра;
    • попадание в гидросистему большого количества воздуха (тормоза могут сработать только после нескольких резких нажатий на педаль);
    • педаль тормоза неуправляема, остается неподвижной даже при сильном нажатии на нее (сильный перегрев металлических деталей колеса от диска до колесного тормозного цилиндра, что вызывает увеличение объема жидкости и вся система блокируется; нагрев из-за нерастормаживания колеса; перетягом конических подшипников ступиц и т.д.).

    Нерастормаживание колес – при полном отпускании педали. Причины:

    • разбухание резиновых манжет поршней главного цилиндра или колесных тормозных цилиндров (приводит к заеданию поршней и колодки не могут вернуться в исходное положение после торможения), в основном из-за использования тормозной жидкости не той марки;
    • коррозия или налет солевых отложений на рабочей поверхности колесных тормозных цилиндров (попадание в цилиндры солевых растворов в зимний период эксплуатации);
    • эллипсообразный износ тормозных барабанов (малые зазоры между колодками и барабанами при регулировке) – приводит к заеданию тормозных колодок после торможения;
    • обрыв стяжных пружин колодок;
    • заедание тормозных колодок на опорных пальцах (коррозия пальцев или отложение на них солевого налета);
    • засорение воздушного отверстия в пробке бачка главного цилиндра (повышенный уровень тормозной жидкости в бачке);
    • засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре;
    • отсутствует или слишком мал свободный ход педали тормоза (увеличение объема тормозной жидкости от нагрева).

    1.2. Основные неисправности тормозных систем с пневмоприводом

    • слабое действие тормозов, не одновременность их действия;
    • плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов автомобиля, что чаще всего вызываются нарушением регулировки тормозных механизмов и неисправностями пневматического привода;
    • нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и приборов;
    • износ деталей (тормозных камер, тормозного крана, предохранительного клапана и т. д.);
    • нарушение регулировок;
    • замерзание конденсата в воздушных баллонах;
    • недостаточное давление воздуха в пневматической системе тормозов;
    • утечка воздуха через выпускное отверстие тормозного крана в расторможенном состоянии.

    Некоторые общие симптомы неисправности тормозных систем с пневмоприводом и причины их возникновения

    Слабое торможение.

    • тормоза нуждаются в настройке, регулировке или смазке;
    • низкое давление в тормозной системе (ниже 60 psi);
    • неправильно настроены регулировочные рычаги (slack adjuster);
    • несправна часть двухконтурной пневматической тормозной системы. Торможение происходит слишком медленно.
    • тормоза нуждаются в настройке, регулировке или смазке;
    • низкое давление в тормозной системе (ниже 60 psi);
    • утечка воздуха в тормозной системе;
    • пережаты тормозные магистрали;
    • ограничен ход педали тормоза. Оттормаживание происходит слишком медленно.
    • тормоза нуждаются в настройке, регулировке или смазке;
    • тормозной кран не возвращается полностью в исходное положение;
    • пережаты тормозные магистрали;
    • выпускной порт тормозного клапана, или клапана быстрого оттормаживания, или ускорительного клапана ограничен;
    • неисправен тормозной клапан, или клапан быстрого оттормаживания, или ускорительный клапан.

    Тормоза вообще не работают.

    • нет давления в тормозной системе
    • пережаты или разорваны тормозные магистрали;
    • неисправен тормозной кран.

    Давление воздуха не поднимается до нормального.

    • неисправен манометр;
    • неисправен говернер;
    • неисправен компрессор или слабо натянут ремень компрессора;
    • разорвана воздушная магистраль.

    Давление воздуха в системе растет слишком медленно.

    • утечка воздуха через клапан или фитинги;
    • слишком большой объем ресивера;
    • забит фильтр компрессора;
    • слишком малое число оборотов двигателя;
    • клапаны компрессора пропускают воздух;
    • неисправен привод компрессора;
    • отложения в головке цилиндра компрессора или нагнетательной магистрали. Чрезмерное количество воды или масла в тормозной системе.
    • ресиверы редко очищаются;
    • в компрессор попадет слишком много масла;
    • забит воздушный фильтр компрессора;
    • чрезмерное давление масла в двигателе.

    Неэффективное действие тормоза исключает возможность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки может привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП).

    В случае опережающего торможения задних колес – возможен занос автомобиля, значительное опережение торможения передних колес может привести к потере управляемости автомобиля.

    Диагностика

    Сначала проверяется герметичность всех соединений. Важно посмотреть вакуумный усилитель. При работающем двигателе нужно надавить педаль тормоза. Посмотреть на панели, как работают индикаторы. Пневматический привод на герметичность проверяется при неработающем двигателе.

    Небольшие утечки легко улавливаются на слух. Места, где соединяются трубопроводы можно смазать мыльным раствором. При утечке вздуются мыльные пузыри.

    При устранении любой неисправности обязательно зафиксируйте свой автомобиль. При неисправности колесных цилиндров нужно произвести их замену. При этом, колодки и барабаны хорошо промываются и просушиваются. Потом нужно прокачать систему всего гидропривода.

    Обслуживание тормозной системы автомобиляОбслуживание тормозной системы автомобиля

    Когда педаль тормоза проваливается, то в системе присутствует воздух, который обязательно нужно удалить. Перед удалением воздуха обязательно проверяется уровень тормозной жидкости. Если жидкости меньше допустимой нормы, то ее нужно добавить.

    С клапана, выпускающего воздух, нужно снять резиновый колпачок. Он находится в цилиндре заднего правого колеса. Надевают шланг на штуцер клапана, другой конец опускается в стеклянную банку с тормозной жидкостью. 5 — 6 раз нажимают педаль тормоза. Удерживая педаль, на два оборота отворачивают штуцер.

    Снова 5 раз нажимают педаль и медленно отпускают. Делать это нужно несколько раз, пока в банку с жидкостью не престанут выходить пузырьки. Когда перестанет идти воздух, нужно завернуть до конца штуцер (педаль должна быть нажата). Потом шланги нужно отсоединить и поставить на свое место колпачок.

    Если слышен скрип, а машину заносит при торможении, то может быть, замаслились тормозные колодки. Колодки промываются в моющем средстве теплой водой. Потом их нужно хорошо просушить. Затем колодки отшлифовывают и удаляют с них пыль.

    При стирании тормозных колодок не будет равномерного шума. Чтобы тормозной диск не испортить, колодки на нем необходимо срочно заменить. Для этого придется зафиксировать ваш автомобиль, снять колеса.

    Руль нужно повернуть вправо до отказа, так легче дотянуться до колодок. Снять тормозные шланги на стойках. Баллонным ключом нужно утопить поршень тормозного суппорта. Надо следить за тем, чтобы уровень тормозной жидкости не был выше положенного. Потом отгибают тормозной шланг и тормозную скобу, открутив болты. Теперь можно устанавливать новые колодки, завернуть болты и возвратить все на место.

    При тугом движении тормозной педали может быть сломан вакуумный усилитель или неисправна герметика трубопровода. Нужно заменить сломанные детали вакуумного усилителя, а то место, где нарушена герметика шланга можно покрыть специальной пастой.

    При самопроизвольном торможении может быть нарушено положение суппорта. Придется просто подтянуть болты. Если бензин попадет в тормозную жидкость, колеса могут немного подтормаживать. Это может произойти при разбухании уплотнителя на тормозном цилиндре. При этой неисправности нужно промыть всю систему и заменить сломанные детали. После замены деталей, нужно прокачать всю систему гидравлического привода.

    Тормозные шланги могут повредиться механически или при долгом их использовании. Не нужно пытаться их ремонтировать «дедовскими способами», лучше будет их сразу поменять на новые. Мастера рекомендуют ежегодно полностью менять всю тормозную жидкость. Из главного бочка тормозного цилиндра остатки тормозной жидкости удаляются при помощи спринцовки или шприца.

    Все эти простые действия смогут содержать тормозную систему в надлежащем виде и обезопасить вас на дороге.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее