Что такое двигатель миллионник
Прежде чем разбирать, на каких авто устанавливается двигатель миллионник, стоит рассмотреть, что они собой представляют. Такие силовые установки способны служить больше миллиона километров пробега, отчего и возникло соответствующее название. Чтобы добиться таких показателей, мотор должен обладать целым рядом характеристик, таких как ремонтопригодность и долговечность.
При этом миллионники необязательно должны работать без единого ремонта в течение всего этого срока эксплуатации. Это обусловлено тем, что производитель не на все детали предусматривает ресурс в 1 миллион километров. Самые надежные японские двигатели, позволяющие достигать таких показателей, выпускает компания Тойота. Но далеко не каждый агрегат способен выработать такой ресурс. Такие двигатели устанавливаются на грузовую, тяжелую, коммерческую и сельскохозяйственную технику. Важно учитывать еще и своевременное обслуживание автомобиля, а также манеру езды водителя.
Двигатели рассчитаны на длительную эксплуатацию


Рядные «шестерки» на бензине
Невероятно, но факт, среди моторов с шестью цилиндрами много миллионщиков. Виной тому простота устройства и сбалансированность, (отсутствие вибраций) принесли свои плоды.
Toyota с движками 1JZ-GE и 2JZ-GE
Эти агрегаты с объемом 2.5 и 3 по праву называют легендарными. Огромный ресурс и бойкий характер — вот секрет успеха. Производились они 17 лет до 2007 года в разнообразных вариантах, даже с турбоннаддувом. Эти движки стояли на Mark II, Crown, тойотах Supra, Soarer и Chaser.
Кроме того их применяли в американских GS300 и Lexus Is 300. Нефорсированные конструкции запросто проезжают лимон километров без ремонта, виной всему простота устройства и отличное качество деталей.
BMW M30
Немецкий хит парад без шестерок тоже не обошелся. В 1968 началась история двигателя M30, который производился до 1994г. Объем 2,5-3,4 литров, мощь 150-220 лошадок. Блок из чугуна, цепной привод грм, головка алюминиевая с 12-ю клапанами.
Спортивный вариант М88 имел 24 клапана. Турбированный вариант мотора М30 тоже имеется, только из-за повышенного износа он не попадает в число милионников. Мотором М30 гордились машины БМВ с пятой по 7 серию в нескольких поколениях.
BMW M50
Серия движков M50 стала продолжателем традиций М30, с объемом 2-2.5, и мощностью в пределах 150-192 лошадей. Блок остался чугунный, а клапана было по 4 на цилиндр. Поздние серии оснастили уникальным газораспределением VANOS.
Эти моторы могут пройти пол миллиона пробега без ремонта. Их наследников М52 – подвело слабое место никасилового покрытия и усложненная конструкция. Они заметно снизили ресурс движков. Устанавливались на каких авто список: БМВ 325 E36, 320 E36, 325iS E36, 525 E34, 520 E34, и BMW Alpina.
У меня все, всем пока, подпишитесь на обновления моего сайта, будет много полезного, советуйте подписаться на сайт друзьям, им тоже пригодится.
Источник
Выбор двигателя: бензин или дизель
Спорной среди водителей темой считается, какой из двигателей наиболее надежный: бензиновый либо дизельный. Существуют всего 3 типа силовых установок, способных добиться миллионного ресурса. К ним относят:
- Дизельные, большинство которых считается очень надежными и долговечными.
- Бензиновые, выполненные в виде рядной 4-ки. Их продолжительность службы сопоставима с дизельными моделями.
- Бензиновые рядные 6-ки. Несмотря на высокие показатели мощности, которую они развивают, в таких моделях практически не возникают вибрации в процессе езды.
Изредка отечественные автомобили марки ГАЗ были способны преодолеть порог пробега в миллион километров. Такая ситуация встречалась с 406 типом моторов. Но самые надежные – дизельные двигатели, что обусловлено их конструкцией.
В каких машинах двигатели «миллионники»?
В недалеком прошлом очень часто можно было встретить на улицах иномарки, которые называли «автомобиль-миллионник». Так называли эти авто потому, что у них были установлены супер двигатели, которые были способны пройти 1 миллион километров пробега без серьезных поломок. Это были классные, надежные двигатели. О них я и расскажу.
Авто с движком «миллионником» есть в Японии, в Европе, США и в России. Большинство людей, на удивление, не сталкивались именно с такими автомобилями, но хорошо о них знают. Но, достаточно туманные цифры — 1 000 000 км, не правда ли? Действительно,сейчас практически не реально найти двидок, который был отходил миллион километров, ровна также нельзя и утвержать, что такого двигателя нет. Есть яркие примеры, когда такой мотор без проблем отпахал 800 тысяч.
Перечень авто, которые имеют такой движок достаточно велик. Я вам приведу этот перечень. Это связано с тем, что когда появлялись эти миллионники, то каждый производитель хотел достичь именно вечного результата. Сейчас, увы, таких уже не делают. Последние модели моторов были выпущены уже перед началом двухтысячных годов.
Ладно, хватит ля-ля. Теперь об автомобилях.
Лучшие двигатели миллионники: какие бывают?
Двигатель миллионник Toyota 3S-FE
- Дизели получили репутацию надежных и долговечных движков. И они действительно имеют неплохой запас прочности, при том, что конструкция их довольно проста. Неубиваемыми моторами наделены Mercedes-Benz OM602, BMW M57.
- Бензиновые рядные «четверки» соперничают по степени популярности с дизелями. Однако их конструкция немного проще, к тому же даже в самые сильные морозы бензин не замерзнет. Представителями этой категории можно назвать Toyota 3S-FE, Mitsubishi 4G63, Honda D-series, Opel 20ne.
- Бензиновые рядные «шестерки» отличаются простотой конструкции, мощностью и отсутствием вибрации. Автомобили с двигателями миллионниками данной категории представлены достаточно широко – Toyota 1JZ-GE и 2JZ-GE, BMW M30 и М50.
- V-образные «восьмерки» – это большие агрегаты, которые сверхдлинным периодом эксплуатации не могут похвастаться. Однако, к «американцам» все эти высказывания не стоит примерять. Моделей с V-образными агрегатами, которые с легкостью могут перешагнуть полумиллионный порог, не так много, типичный представитель – BMW M60.
Бензиновые двигатели
К самым надежным 4-х цилиндровым двигателям, работающим на бензине, следует отнести следующие силовые установки:
- Toyota 3S-FE.
- Mitsubishi 4G63.
- Honda D-series.
- Opel 20ne.
- Toyota 3S-FE
3S-FE от японского автоконцерна была востребована немногим более 14 лет, начиная с 1986 года, и приводила в движение следующие модели этого производителя:
- Камри;
- Селика;
- Карина;
- Корона;
- Авенсис;
- РАВ4;
- Пикник;
- MR2;
- Кальдина;
- Альтеза.
В случае своевременного и должного обслуживания данные двигатели спокойно преодолевали отметку в 500 000-550 000 км.
Mitsubishi 4G63
С 1982 по 1986 год данные двухлитровые моторы производились с 1-м распредвалом и 3-мя клапанами. Начиная с 87 года использовался движок с 2-мя распределительными валами (DOHC).Лицензионные копии этой силовой установки производятся в настоящее время и ставятся помимо автомобилей марки Mitsubishi на:
- Huyndai;
- Kia;
- Brilliance (китайский бренд).
Наиболее надежными двигателями считаются версии без турбонаддува.
Honda D-series
Эти движки выпускались практически 20 лет, начиная с 1984 года, и насчитывает более 10 разновидностей. Данные агрегаты ставились на Acura Integra, а также следующие модельные рядыHonda:
- Цивик;
- Аккорд;
- Стрим;
- HR-V. Продуманность конструкции позволяет без особых проблем рассчитывать на ресурс в 400 000-500 000 км, а одними из наиболее надежных признаны вариации D15 и D16.
Opel 20ne
Этот поверенный европейского моторостроения производился на протяжении 12 лет вплоть до 1999 года и выдавал до 130 л.с. Данный мотор прославился своим умением пережить сам автомобиль, который приводил в движение. 8 клапанов, простейшая система впрыска, а также ременной привод распредвала – вот основные факторы долголетия. Мотор 20ne ставился наOpel следующих моделей:
- Кадет;
- Калибра;
- Астра;
- Омега;
- Фронтера;
- Вектра.
Также стоит отметить и то, что подобные силовые агрегаты применялись и другими автопроизводителями, к которым следует отнести:
- Oldsmobile;
- Buick;
- Holden.
До прошлого года последователь мотора 20ne – C20XE использовался в гонках и ставился на раллийные автомобили марок Chevrolet и Lada.
Как определяется надёжность двигателя
Многих интересует вопрос, какой двигатель самый надежный? Единственно верного варианта ответа получить не удастся. Для начала стоит понять, из чего же складывается понятие надёжности.
Если разбираться по-простому, то в понятие надёжности включаются:
- износоустойчивость;
- возможность ремонта;
- безотказность в работе.
Первый пункт определяет скорость износа деталей двигателя во время работы. Здесь большую роль оказывают качество заводской сборки и качество используемого моторного масла. Возможность ремонта объяснять большого смысла нет. А что касается безотказности — это понятие говорит о способности агрегата выполнять свои функции при любых воздействиях. Пример такой работы — легкий запуск двигателя автомобиля после аварии, простоявшего зиму на улице. На качественно собранных движках такое бывает.
Рассматривая вопрос о надёжности, важно понимать, что двигатель автомобиля эксплуатируется не в вакууме. К нему обязательно подключена топливная аппаратура, система охлаждения и масса электроники. Исходя из этого, легко определить, что чем проще конструкция, тем выше надёжность. Чем нагрузка на двигатель меньше, тем дольше он проработает. Такой агрегат также будет более надежным. Вот почему низкооборотистые дизеля без турбины надёжны. А как же бензиновые варианты? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Самые надежные дизельные моторы
За последние несколько десятков лет автопроизводители сумели создать достаточно шедевров двигателестроения. Дизельные силовые установки традиционно считаются самыми надежными. Дизели берут те, кому нужно много ездить. Старые поколения двигателей имеют сравнительно простую конструкцию с хорошим запасом прочности.
BMW M57
Баварские моторы тоже ничуть не уступают основному конкуренту. Заслуженные пример того — BMW M57. Этот рядный шестицилиндровый дизель помимо впечатляющий надежности отличается еще и очень бойким характером. Изменению имиджа спортивного дизеля поспособствовала модель BMW 330d в кузове E46. Ее уже нельзя было считать медленной машиной для пенсионеров или таксистов. Это динамичный автомобиль с мощным и тяговитым дизелем. Этот турбодизельный мотор становился победителем награды двигатель года в категории А (объем от 2,5 до 3 л) с 1999 по 2002 год. А его модификации выигрывали эту награду в 2005, 2006 и 2009 годах. Мощность этих моторов в разных вариантах варьировалась от 201 до 286 лошадиных сил. Выпускались они с 1998 по 2008 год и стояли на большинстве баварских моделей десятилетия от 3 до 7 серии. Также варианты с мотором м57 встречаются и на Рендж Роверах.
Кстати, у мотора m57 был не менее легендарный предок — это семейство моторов m51. Выпускались они с 1991 по 2000 год. У них встречались мелкие проблемы, но серьёзные поломки встречаются крайне редко и чаще всего они возникают по вине самого автовладельца. Атак, эти моторы очень хорошо бегают и пробеги в полмиллиона и 1 млн километров без ремонта для них привычное дело.
Volkswagen 1.9 TDI
Если сегодня к моторам Volkswagen возникает множество вопросов, то к ставшему легендарным дизелю 1.9 TDI до сих пор практически нет претензий. Он появился в 1991 году и в различных модификация выпускался до 2010 года.
Изначально он выпускался с механической системой ТНВД, которую со временем заменили на непосредственный впрыск через форсунки. На автомобилях можно встретить модификации мощностями от 90 до 150 лошадиных сил.
Несмотря на характерную «дизельную» шумность, двигатель очень популярен, поскольку кроме высочайшей надежности от еще и экономичен. Минимальный ресурс, на который он рассчитан составляет 300 тыс. км, но при нормальном обслуживании самого мотора и топливной системы он пройдет гораздо больше миллиона километров. При этом нужно следить за регламентным обслуживанием, состоянием турбины и ролика натяжения ремня навесного оборудования.
За время своей долгой службы этот двигатель устанавливался на Фольксваген Поло, Гольф, Пассат, Шаран и Туран. Его ставили на Ауди 80, А3, А4, А6, большинство моделей Шкода и Сеат.
Toyota 1HD-FTE
Японский дизель объемом 4.2 и мощностью 202 лошадиные силы, под маркировкой 1HD-FTE можно встретить на Toyota Land Cruiser серий 80 и 100.
Этот рядный шестицилиндровый силовой агрегат отличается высочайшей надежностью. Благодаря высокому крутящему моменту он отлично тянет с низких оборотов, нетребователен в обслуживании.
От других двигателей семейства он отличается ТНВД с электронной системой управления и обновленной турбиной СТ20В. Несмотря на довольно большой, как для дизеля расход топлива, который на Ленд Крузере в условиях города может достигать 14 л на 100 км, его очень любят автолюбители.
Опыт показывает, что у подавляющего большинства двигателей вообще не возникает проблем до 600 тыс. км пробега. А при надлежащем обслуживании навесного оборудования, топливной системы и нагнетателя он легко пройдет более миллиона километров.
Mercedes-Benz OM602
Семейство дизелей OM602, пятицилиндровых, с двумя клапанами на цилиндр и механическим ТНВД Bosch заслуженно держит пальму первенства по пробегам, стойкости к жизненным трудностям и числу оставшихся на ходу машин с ними. Выпускались эти дизели с 1985 по 2002 год — без малого двадцать лет.
Не самые мощные, от 90 до 130 л.с., они славились именно надежностью и экономичностью. У этого семейства были вполне достойные предки, поколение OM617, и вполне достойные наследники — OM612 и OM647.
Встретить такие моторы можно на Mercedes в кузове W124,W201(MB190), на внедорожниках G-class, на фругонах T1 и Sprinter и даже на более поздних W210. Пробеги многих экземпляров превышают полмиллиона километров, а рекордные — и вовсе за два. И если вовремя позаботиться о выходящих из строя топливной аппаратуре и навесном оборудовании, то конструкция не подведет.
Моторы V8
Несмотря на тот факт, что сложность компоновки и более легковесное строение V-образной восьмерки не добавляют двигателю надежности, они все же существуют.
BMW M60
Одной из таких силовых установок является BMW M60, а причиной тому следующие факторы:
отлично проработанная конструкция; хороший запас прочности; относительно небольшой уровень форсирования; использование двухрядной цепи. Все это позволяло преодолевать по 300 000 – 500 000 км без капитального ремонта.
Однако, здесь стоит отметить, что надежным двигатель M60 можно считать лишь в двух случаях:
Если они произведены по технологии «Alusil». В большинстве своем, это пятерки и семерки BMW с 1992 по 1998 год выпуска. Если они изготовлены с применением никасилового покрытия блоков цилиндров, а в используемом топливе присутствует незначительное количество серы. Вполне возможно, что и рядная «шестерка» BMW M52 стал бы таким же надежным двигателем, как и его предшественник, однако более сложная конструкция и скандал с никасиловым покрытием сделали данный мотор одноразовым для многих стран.
Small Block
Самым распространенным двигателем V8 является Small Block от Chevrolet, первое поколение которого было установлено почти на 90 000 000 транспортных средств начиная с 1955 года!Помимо обычных машин, а также автомобилей, участвующих в гонках, различные модификации этого движка приводили в движение катера и легкомоторные самолеты. Данный двигатель не только спас модель Chevrolet Corvette, но и стал использоваться в качестве базовой «восьмерки» для крупнейшего американского автоконцерна General Motors.
Само название – «маленький блок» было получено из-за незначительной высоты блока, что никак не влияет на литраж. Рабочий объем Small Block составляет от 4,3 до 6,6 литров.
Этот силовой агрегат перестали ставить на автомобили с 2005 года, однако его производство еще не прекращено и весьма востребовано на рынке автозапчастей.
ТОП моторов миллионников в видео:
Легенды:
Список надежных автомобилей в видео:
Что ещё можно почитать:
- Мицубиси Аутлендер 2017-2018 – Самурайский дизайн и характер.
- Санг Йонг Рекстон 2021 – Готовит инновации для России
- МАЗДА СХ-9 2021 – Размер имеет значение.
- Опель Зафира Турер – Эволюция
- Suzuki SX4 S-Cross 2021 – Наконец дали статус “ДЖИПА”
- Ниссан Мурано (Z50) – обзор и технические характеристики
- Киа Спортейдж 2016-2017 – Готов удивлять
- Nissan GT-R 2021 (Гибрид) – 4X4 и 540 лошадей
Самые надежные бензиновые моторы
Теперь давайте перейдем к бензиновым моторам. На отечественном рынке их любят больше чем дизельные. Всё же бензин не замерзает зимой, да и конструкция бензиновых моторов проще дизелей.
Toyota 3S-FE
Честь открыть список самых надежных двигателей выпадает легендарному мотору Toyota 3S-FE. Этот представитель считается одним из самых надежных и неприхотливых агрегатов. Именно благодаря этим мотором среди автолюбителей ходят легенды и байки про неубиваемых японцев девяностых годов. Четырехцилиндровый двухлитровый мотор с 16 клапанами — типичные показатели для массовых мотора девяностых годов. Сюда же отнесем привод распределительного вала ремнём и простой распределенный впрыск. Производился этот двигатель с 1986 по 2000 года. Мощность составляла от 128 до 140 лошадиных сил. Более мощные версии этого мотора 3S-R и турбонаддувом 3S-GTE унаследовали удачную конструкцию и неплохой ресурс двигателя. Эти двигатели устанавливались на целый ряд тойотовских моделей. Их можно найти под капотом Celica t200 Toyota Carina с 87 по 98 год, на Toyota Corona и Avensis, RAV4 2000 года. Механики отмечают удивительную способность двигателя переносить высокие нагрузки, удобство его ремонта и общую продуманность конструкции. При хорошем обслуживании такие моторы пробегали 500000 км без капремонта.
Toyota 1JZ-GE и 2JZ-GE
Бензиновые шестерки с рядной компоновкой Toyota 1JZ-GE и 2JZ-GE зарекомендовали себя как одни из самых надежных двигателей. Они вышли в 1990 году и выпускались 17 лет, за это время вышло несколько модификаций объемами 2.5-3.0 литра.
Чаще всего этими силовыми агрегатами комплектовались праворульные машины для внутреннего рынка: Мark II, Supra, Crown, они ставились на Lexus LS 300 и GS300, предназначенные для американского рынка.
Главным преимуществом этого двигателя является его простота и продуманность. Эксперты говорят о том, что в нем просто нечему ломаться, поскольку вывести его на критические режимы работы очень сложно. Поэтому обе модификации без проблем проходят миллион километров, имея дополнительный запас хода.
Honda D-series
Еще одно японское семейство моторов, которое включает в себя более десятка разновидностей объемом от 1.2 до 1.7 л, по праву заслуживших статус практически «неубиваемых». Выпускались они с 1984 по 2005 год. Самыми надежными считаются варианты D15 и D16, но объединяет их всех одно — воля к жизни и высоким показаниям тахометра.
Мощность доходит до 131 л.с., а рабочие обороты — до 7 тысяч. Ставились такие моторы на Honda Civic, HR-V, Stream, Accord и Acura Integra. При боевом характере и малом рабочем объеме ресурс до капитального ремонта в 350-500 тысяч можно считать выдающимся, а продуманность конструкции дает шансы и на вторую жизнь и еще 350 тысяч пробега.
Opel 20ne
Список отличных и простых «четверок» закрывает представитель европейской школы двигателестроения — x20se из семейства моторов Opel 20ne. Этот член семейства моторов GM Family II прославился тем, что часто переживал машины, на которые был установлен.
Простая конструкция — 8 клапанов, ременной привод распредвала — и простая система распределенного впрыска являются секретами долголетия. Как и самые удачные образцы японской школы, он имеет объем два литра и то же соотношение диаметра цилиндра и хода поршня, что на 3S-FE — 86 х 86мм.
Мощность разных вариантов составляет от 114 до 130 л.с. Выпускались моторы с 1987 по 1999 год и устанавливались на такие модели, как Kadett, Astra, Vectra, Omega, Frontera, Calibra, а также на австралийские Holden и американские Buick и Oldsmobile. В Бразилии даже выпускали турбонаддувную версию двигателя — Lt3 мощностью в 165 л.с.
Шестнадцатиклапанный вариант, знаменитый C20XE, до прошлого года использовался на машинах Lada и Chevrolet в гоночном чемпионате WTCC (об успехах заводской команды АвтоВАЗа мы недавно писали ), а его турбонаддувная версия, C20LET, успела отметиться в ралли и считается одной из самых простых и удачных.
Простые версии двигателя могут разменять не только полмиллиона пробега без капремонта, но при бережном отношении попробуют пойти на миллион. Шестнадцатиклапанные разновидности, X20XEV и C20XE, подобным «здоровьем» не обладают, но тоже могут долго радовать владельца, да и конструкция у них так же проста и логична.
BMW M30
Немецкий хит парад без шестерок тоже не обошелся. В 1968 началась история двигателя M30, который производился до 1994г. Объем 2,5-3,4 литров, мощь 150-220 лошадок. Блок из чугуна, цепной привод грм, головка алюминиевая с 12-ю клапанами.
Спортивный вариант М88 имел 24 клапана. Турбированный вариант мотора М30 тоже имеется, только из-за повышенного износа он не попадает в число милионников. Мотором М30 гордились машины БМВ с пятой по 7 серию в нескольких поколениях.
BMW M60
И опять в списке надежных моторов — баварская продукция. Первый за много лет легковой V8 компания сделала на славу: двухрядная цепь, никасиловое покрытие цилиндров и хороший запас прочности. Сравнительно небольшая степень форсирования и хорошая проработка конструкции позволили создать по-настоящему ресурсный мотор.
Использование никель-кремниевого покрытия (Nikasil) делает цилиндры такого мотора практически неизнашиваемыми. К полумиллиону километров пробега зачастую в двигателе не нужно менять даже поршневые кольца. Но столь прочное никасиловое покрытие боится серы в топливе, и после многочисленных случаев порчи двигателей в США от его использования отказались в пользу технологии «Алюсил» (Alusil), с более «нежным» покрытием. Несмотря на столь же высокую твердость, оно выкрашивается со временем под действием ударных нагрузок и других факторов. Эти моторы устанавливались на модели BMW 5-й и 7-й серий в 1992-1998 годах.
Простота конструкции, высокая мощность, хороший запас прочности позволяет им пройти более полумиллиона километров. Если конечно, вы не заправляетесь высокосернистым канадским бензином… Более поздние моторы, M62, стали гораздо сложнее и, как следствие, значительно менее надежными. Они могут составить конкуренцию по ресурсу до капитального ремонта, но не по количеству поломок. В ранних вариантах М62 тоже использовалось никасиловое покрытие, позднее замененное на алюсил.
BMW M50
Серия движков M50 стала продолжателем традиций М30, с объемом 2-2.5, и мощностью в пределах 150-192 лошадей. Блок остался чугунный, а клапана было по 4 на цилиндр. Поздние серии оснастили уникальным газораспределением VANOS.
Эти моторы могут пройти пол миллиона пробега без ремонта. Их наследников М52 – подвело слабое место никасилового покрытия и усложненная конструкция. Они заметно снизили ресурс движков. Устанавливались на каких авто список: БМВ 325 E36, 320 E36, 325iS E36, 525 E34, 520 E34, и BMW Alpina.
Mitsubishi 4G63
Следующим у нас идет еще один агрегат, который умеет не докучать владельцам мелкими проблемами — это легендарный японский мотор Mitsubishi 4G63. Такой двухлитровый бензиновый мотор и его варианты появились в 1982 году. А лицензионные копии и наследники выпускаются до сих пор(!). Изначально двигатель выпускался с одним распределительным валом и тремя клапанами на цилиндр, но в 1987 году появилась версия с двумя распредвалами. Самые последние разновидности агрегата устанавливались на 9 версии Mitsubishi Lancer Evolution 2006 года выпуска. Такие моторы нашли место под капотом не только на автомобилях Mitsubishi, но и Hyundai и Kia. За все эти годы производства двигатель неоднократно модернизировался и все самые последние его версии имеют систему регулировки фаз ГРМ и более сложные системы питания и надула. Однако всё это не лучшим образом сказывается на его надежности. Но вот ремонтопригодность и удобства компоновки остались на прежнем уровне. Миллионниками считаются только атмосферные версии мотора, хотя турбированные тоже могут иметь очень большой ресурс по меркам конкурентов.
Honda D15, D16
Следующим в нашем списке идут хондовские моторы серии Д. Это еще одно японская семейство моторов, которое включает в себя более десятка разновидности объемом от 1,2 до 1,7 литра и по праву заслужившее статус практически не убиваемых. Они выпускались с 1984 по 2005 года. Самыми надежными считаются варианты D15 и D16. Они развивали 131 л.с. при рабочих оборотах до 7000. Такие моторы устанавливались на Honda Civic, HR-V, Stream, Accord и Acura Integra. При боевом характере и малом рабочем объеме ресурс до капитального ремонта составляет до 500000 км. Эти двигатели издают прекрасный акустический звук — воплощение прогрессивной инженерной мысли. Также продуманность конструкции дает шансы на вторую жизнь этого мотора и ещё многие сотни тысяч км пробега.
Двигатели-«миллионники»: они еще водятся?
Их неубиваемость овеяна легендами. Одно лишь упоминание некоторых конкретных моторов способно вызвать ностальгический вздох у «старовера» и недоверчивую ухмылку у подсевшего на литровую «турбопукалку» юнца. Что за звери — двигатели-«миллионники», и водятся ли они сейчас?
В прошлом году российское представительство Chery сделало громкое заявление про свой кроссовер Tiggo 3: «Владелец может быть уверен, что ресурс двигателя способен достичь 1 000 000 километров». Правда, речь шла про специальную сервисную акцию, которая сейчас уже не действует. К тому же это был маркетинговый трюк: бесплатный ремонт или замена мотора распространялись только на первые пять лет эксплуатации. Кто в реальности за пять лет проезжает миллион километров? Никто. Официальная гарантия на двигатель Tiggo 3 сейчас — 150 000 км (или пять лет). В общем, говорить, что китайский 1,6-литровый двигатель Acteco (126 л.с., 160 Нм) официально назван «миллионником» самим производителем — некорректно. Лучше вспомним те агрегаты, по которым накоплена достаточная статистика.
Для начала определимся, что называть «миллионником»? Начнем с того, что сами конструкторы двигателей закладывают ресурс, измеряемый не в километрах, а в моточасах работы мотора, и именно по этому параметру корректно сравнивать надежность агрегатов. Но обычный автомобилист моточасов не наблюдает и может ориентироваться только на показания одометра. И мы пойдем тем же путем.
Можно ли назвать «миллионником» мотор, достигший такого пробега после трех капремонтов? Конечно нет. Возьмем за основной критерий способность преодолеть заветный миллион километров без капитального ремонта. То есть никакого вмешательства в блок цилиндров и головку блока. Регламентные работы вроде замены ГРМ и маслосъемных колпачков не просто допустимы, а даже обязательны (обычное ТО — само собой). Без них говорить о возможности столь большого пробега не приходится. Хотя исключения бывают.
Если судить по отзывам в Сети, славой «миллионников» пользуются порядка 15 двигателей. Больше всего таковых у Toyota и BMW. У японцев это рядная «четверка» 3S-FE, «шестерки» 1JZ-GE, 2JZ-GE, 8-цилиндровый 1UZ-FE и дизельный 1HD. У баварцев бензиновые «шестерки» М30 и М50, V8 M60 и рядный 6-цилиндровый «дизель» М57. Другие члены «клуба» — рядные «четверки» Opel X20SE, Honda D15 и D16, Mitsubishi 4G63. Америку представляют семейство Chevrolet Small Block и дизельный Cummins 6BT. Из других двигателей на тяжелом топливе отметились 5-цилиндровый Mercedes OM602 и рядная «четверка» Volkswagen PD 1.9 TDI.
Но это легенды, которые ходят среди владельцев, а что говорят сервисмены? Опрос мотористов из профильных сервисов указанных марок и нескольких СТО, специализирующихся на ремонте двигателей в целом, подтверждает большой ресурс этих двигателей. Все упомянутые двигатели, по их словам, с легкостью выхаживают по 300–400 тысяч км, полмиллиона и более — тоже не редкость. При регулярном качественном обслуживании, вероятно, достижим и заветный миллион. Больше всего упоминаний было о двигателях Toyota, BMW, Mitsubishi и Mercedes. Но реальных «миллионников», увы, не вспомнил никто. Вряд ли дело в том, что миллион без капремонта на одометре — это миф, просто столь долгая эксплуатация автомобиля — явление редкое по нынешним временам.
Вокруг таких прецедентов сами производители стараются наделать побольше шуму. Как, например, в случае с одним Лексусом LX 470 2006 года выпуска, официально проданным российским дилером. Подробности об этом случае мы сообщали в прошлом декабре. Внедорожник всю жизнь использовался в качестве корпоративного транспорта и к 2021 году накатал миллион. Обслуживался он только на дилерской СТО. В списке произведенных ремонтных работ — замена радиатора, генератора и кондиционера. При этом, по словам владельца, до достижения пробега 500 000 км Lexus требовал только регулярного ТО.
Не менее удивителен случай с ГАЗелью из Оренбурга, о котором стало известно в 2012 году. Микроавтобус эксплуатировался в качестве маршрутки с 2006 года, каждый день наматывая по 700 км по междугородному маршруту Оренбург — Первомайский и перевозя по 15 пассажиров. За шесть лет прошел миллион километров без капитального ремонта двигателя. Регулярное ТО хозяин чемпионской маршрутки делал каждые 10 000 км, обслуживаясь у официального дилера. За рекордный пробег он получил в подарок новый микроавтобус.
Конечно, таких единичных случаев недостаточно, чтобы твердо заявить о неубиваемости той или иной конкретной конструкции мотора. Автопроизводители наверняка имеют статистику от дилерских СТО, позволяющую выявить двигатели, наиболее склонные выхаживать рекордные пробеги, но общественности такие данные не сообщают. Зато есть многочисленные клубы владельцев авто с чемпионскими пробегами. Иногда их поддерживают производители, они даже вручают хозяевам таких машин своеобразные награды. Например, у Volvo и Mercedes-Benz есть программы High Mileage Award, в рамках которых владельцы, проезжающие 250 000, 500 000, 750 000 и 1 000 000 километров, награждаются сертификатом и значком на радиаторную решетку. Но тут важно понимать, что сам факт отсутствия капитального ремонта в данном случае имеет далеко не первостепенное значение как для владельцев, так и для производителей. Сохранность целиком всего автомобиля, сумевшего выдержать такой пробег, гораздо важнее. Но кое-какую информацию о ресурсе двигателей в клубах энтузиастов почерпнуть все же можно.
Например, High Mile Club, созданный Джейсоном Хиллом, учителем английского языка и фотографом из Японии. В его списке чемпионов содержится информация о том, проходил ли двигатель конкретного автомобиля ребилд или был полностью заменен. Например, расположившийся на вершине хит-парада Volvo P1800 Coupe с пробегом 3 250 257 миль (5 230 782 км, владелец — Ирвин Гордон), имеет откапиталенный мотор. А Mercedes-Benz 240d Грегориса Сакинидиса, проехавший 2 858 307 миль (4 599 999 км), пережил несколько замен двигателей.
Но в десятке чемпионов есть и экземпляры с родными моторами. Например, сразу две Honda Accord EX с пробегами 1 165 788 и 1 081 382 миль (1 876 151 и 1 740 316 км). Аккордов, кстати, в High Mile Club много, и все как на подбор с оригинальными движками. Тойот меньше, но Tundra и Lexus LS400 с пробегами в 1 000 000 и 897 000 миль (1 609 344 и 1 443 582 км) — тоже достойные результаты.
Какие конструктивные особенности дают моторам такой большой ресурс? Простая и очень проработанная конструкция, хорошее качество исполнения и комплектующих, отсутствие сложной электроники и экологических наворотов. Большинство «миллионников» имеют чугунный блок с алюминиевой головкой блока цилиндров и обычный распределенный впрыск. И не случайно среди них так много рядных «шестерок». Сочетание относительно простой конструкции с врожденной сбалансированностью (а значит, отсутствием вибраций) положительно влияет на ресурс.
Как усложнение конструкции приводит к снижению ресурса, проследить довольно просто. Взять те же «шестерки» от BMW. Если М52 (наследник М50) даже при наличии алюминиевого блока, системы VANOS и термостата с увеличенной температурой открытия на уровне 88–92 градусов при должном уходе еще может считаться потенциальным «миллионником», то последовавший за ним М54 — уже нет. Получив управляемый термостат с точкой открытия уже на 97 градусах, систему VANOS на впуске и выпуске и электронную дроссельную заслонку, он тянет лишь на титул «трехсотника».
BMW M52
8-клапанная конструкция, ременный привод распредвала и простая система распределенного впрыска — секреты долголетия рядной «четверки» Opel X20SE. Ее 16-клапанные собратья X20XEV и C20XE, несмотря на простую конструкцию, уже не обладали потенциалом к прохождению миллиона километров без капремонта.
Другой характерный пример — эволюция «четверки» Mitsubishi 4G63, чьи последователи и лицензионные копии производятся по сей день. На старте производства в 1982 году двигатель имел один распределительный вал (SOHC) и три клапана на цилиндр, но с 1987 года пошли и DOHC-версии с двумя распредвалами. В последних версиях мотор получил систему изменения фаз газораспределения и более сложные системы питания и наддува. Это сказалось на надежности, снизился ресурс, хорошо хоть ремонтопригодность и удобство компоновки никуда не делись. В итоге «миллионниками» считаются только атмосферные варианты мотора, хотя ресурс турбоверсий тоже высок (300 000 км — норма), особенно на фоне конкурентов.
Mitsubishi 4G63
Кстати, установка турбонаддува снизила ресурс и тойотовских «шестерок» 1JZ и 2JZ, но даже в этом случае запас прочности все равно остался очень высоким.
Преобладание атмосферных моторов среди «миллионников» вовсе не означает, что их характеристики были принесены в жертву ресурсу. Среди чемпионов есть как слабые, так и действительно мощные моторы. От количества цилиндров или типа топлива это не зависит. Есть скромный мерседесовский дизельный трудяга OM602 мощностью максимум 130 л.с. А есть баварский М57, у которого минимум 201 л.с., и он отлично подходит BMW в кузове Е46 купе или Range Rover. Тойотовский 3S-FE (128–140 л.с.), опелевский X20SE (114–130 л.с.) и 4G63 (109–144 л.с.) от Mitsubishi — крепкие середняки. А как вам хондовские «четверки», чья максимальная мощность доходила до 130 л.с., а рабочие обороты — до 7000? На Accord и Integra абы что не ставили. Про «восьмерки» BMW М60 (218–286 л.с.), Toyota 1UZ-FE (250–290 л.с.) и Small Block от Chevrolet, имеющий вариации с мощностью под 350 л.с., и говорить нечего.
4,9-литровый V8 (Z28) для Chevrolet Camaro (1967 г.)
Насчет требований к обслуживанию и качеству топлива опрошенные механики были едины во мнении. «Миллионники» без проблем ремонтируются на коленке в гаражных условиях. Даже при залегании колец высока вероятность, что ситуация обратима и детали можно вернуть в исходное состояние. К тому же они не требовательны к маслу и малочувствительны к октановому числу топлива. Именно эти качества зачастую приводят к тому, что владельцы начинают безответственно относиться к плановым сервисным работам и в результате губят очень надежный мотор. Неприхотливость в обслуживании и завидная ремонтопригодность вовсе не означают, что ТО можно делать раз в 30 000 км, заливая при этом в бак ослиную мочу, а в двигатель — подсолнечное масло. Убить можно даже «миллионник».
Что мешает современным моторам стать «миллионниками»? Они стали мощнее, одновременно экономичнее и легче своих предков за счет широкого применения алюминиевых сплавов. Увеличилась степень сжатия, повысилась температура термостатирования, при этом их форсируют всеми доступными способами, не изменяя, а часто и уменьшая рабочий объем. Но максимум мощности и крутящего момента, снятых с литрового моторчика, приводят к тому, что двигатель даже в штатных режимах переносит большие нагрузки, что не может не сказаться на ресурсе.
Двигатель 1.0 EcoBoost Zetec под капотом Ford Mondeo
Что с ресурсом у современных двигателей? Сами производители обычно оперируют понятием «срок службы автомобиля». Например, для переднеприводных Лад он составляет восемь лет или 120 000 км. Largus идет отдельным пунктом — десять лет или 160 000 км. Для «старой “Нивы”» (Lada 4×4) — шесть лет или 90 000 км. Kia–Hyundai декларирует срок шесть лет или 180 000 км пробега. Дальнейшая беспроблемная эксплуатация, по мнению производителя, допустима, если фактическое техническое состояние соответствует нормам безопасности. И конечно, за пределы установленного срока службы выходит масса машин. Опыт реальных владельцев и опрос мотористов это подтверждает.
Например, срок службы у российской продукции Nissan установлен на уровне шести лет и 200 000 км. На практике бензиновый 2,0-литровый Nissan–Renault MR20DE/M4R и «дизель» Renault К9К переносят свыше 300 000 км без капремонта. Volkswagen уверен, что турбированный 1.4 из серии EA211 прослужит без серьезного ремонта 250 000–300 000 км, а 1.6 MPI и все 400 000 км.
«Атмосферники» VW серии EA211 с облегченной ЦПГ
Устанавливать или нет срок службы своих автомобилей — каждый автопроизводитель решает сам. Toyota, например, предпочитает этого не делать. Это дает нам право руководствоваться Законом «О защите прав потребителей», который декларирует, что покупатель вправе предъявить претензии по качеству товара в течение десяти лет с момента покупки. Учитывая, что моторы популярных Camry и Land Cruiser могут без капремонта пробежать 300 000–400 000 км и даже больше, Toyota знает, что делает.
Похоже, что отчаиваться рано, и если не «миллионники», то «полумиллионники» среди современных двигателей еще есть. Аккуратным владельцам точно хватит, чтобы дожить до момента, когда мир захватят автопилоты.
Как продлить ресурс мотора?
Если вам не довелось стать обладателем авто с двигателем-миллионником, отчаиваться не стоит. Для продления срока службы ДВС необходимо соблюдать простые правила, касающиеся обслуживания ключевых систем.
Система охлаждения должна быть герметична и заправлена соответствующей охлаждающей жидкостью в достаточном объеме.
Производить замену масла в строго установленные заводом-производителем промежутки и использовать качественный лубрикант. Если автомобиль эксплуатируется в более жестких условиях, то замену масла лучше производить чаще. Для состояния системы смазки важную роль играет своевременная замена масляного фильтра. Если его своевременно не заменить, то он может пропускать масло через редукционный клапан, не производя его очистку. В этом случае могут происходить задиры на трущихся поверхностях, что приведет к значительному снижению ресурса вашего двигателя.
Состояние воздушного и топливного фильтров в системах двигателя влияют на качество воздушно-топливной смеси. Загрязненный воздушный фильтр будет приводить к переобогащению топливной смеси, которая, в свою очередь, приведет к нештатной работе двигателя и, соответственно, к падению его мощности, снижению экологичности выхлопных газов, так как они будут догорать в выпускном коллекторе. Если несвоевременно провести замену топливного фильтра, он может полностью прекратить пропуск топлива в топливно-распределительную систему и спровоцировать остановку двигателя. Чтобы топливный фильтр не выходил из строя досрочно, используйте для заправки сертифицированные заправочные пункты.
Еще один важный момент — целостность ремней или цепи двигателя, их натяжение и своевременная замена.
Особенности эксплуатации
Пробег мотора в любом случае зависит от особенностей его эксплуатации. Например, в странах с суровым климатом, длительное простаивание в пробках и быстрая езда изнашивает детали намного быстрее. А если выбрать двигатель миллионник тойота для такси, то все поменяется в лучшую сторону. Такси практически постоянно находится в движении, а это намного лучше, чем многочасовое простаивание в пробках.
Регулярный уход за деталями машины способен продлить срок службы на несколько лет или десятилетий. В понятие ухода входит правильная замена масла, использование качественного топлива.
Двигатель миллионник интересен только гипотетически. Ведь если провести простые математические расчёты, то станет понятно, что 1 млн км машина проедет через 37-40 лет. А за это время она рассыпается, хоть мотор и продолжает работать.
Десятка самых популярных двигателей миллионников – в видео на нашем сайте!

Список машин с лучшими двигателями
Отдельно стоит рассмотреть, у каких машин двигатели миллионники. Важно сказать отдельно о каждой модели.
Mitsubishi 4G63
Впервые этот мотор начали устанавливать на автомобили в 1982 году. При этом сначала на модели устанавливался только 1 распредвал. Однако через 6 лет их стали комплектовать сразу двумя такими элементами. Данные силовые установки использовались не только в компании Mitsubishi, но также и в корейских компаниях Hyundai и Kia. В течение всего периода производства было проведено множество их модернизаций.
Toyota 3S-FE
Другим японским представителем «миллионников» считается мотор Toyota 3S-FE, имеющий объем в 2 л. Его относят к наиболее надежным моделям рядных 4-к. Выпускался он в течение 14 лет с 1986 года.
Особенностью считалась повышенная ремонтопригодность, а также способность продолжительное время работать на высоких нагрузках. При своевременном проведении ТО подобные двигатели ходили больше 1 млн км, а порой пробег доходил до 1,5 млн.
Двигатели Тойота считаются одними из самых надежных
Honda D-series
Этот тип силовой установки выпускался в более чем 10 различных вариантах. Его объем варьировался в пределах 1,2-1,7 л в зависимости от модификации. Предельная мощность двигателя составляла 130 л. с., чего всегда хватало тем моделям автомобилей, с которыми его комплектовали. D15 и D16 по результатам множества тестов оказались наиболее жизнеспособными вариантами.
Toyota 1JZ-GE
Этот тип моторов представлен 2 типов: 2,5, а также 3,0 л. Подобная рядная 6-ка производилась 18 лет с 1990 года. О надежности таких силовых установок говорит то, что некоторые модели даже без проведения капитального ремонта прослужили больше 1 млн км. Эти двигатели применялись как в автомобилях марки Тойота, так и в премиальной марке Lexus, машины которой выпускались для рынка США.
BMW M30/50
Один из наиболее надежных двигателей баварского автопроизводителя является модель М30. Она производилась в нескольких версиях. Первая имела объем 2,5 л, выдававший 150 л. с., а вторая 3,4 л с мощностью в 220 л. с. А вот другая модель мотора — М50, имела несколько модификаций с разбросом объема в 2-2,5 л, а также показатели мощности 150-195 «лошадей». Надежность этого силового агрегата обеспечивалась наличием чугунного корпуса и использованием в качестве привода ГРМ не ремня, а цепи.
Mercedes-Benz OM602
Известный немецкий дизельный двигатель, который выпускался в течение 17 лет с 1985 года. Несмотря на небольшие показатели мощности, которые не превышали 130 л. с., даже в максимальных версиях мотор отличался повышенной надежностью. Часто встречались автомобили без проведения капитального ремонта силовой установки, проходившие больше 1 млн км. Это обеспечило мировую славу данной компании, как производителю надежных и качественных автомобилей.
Существуют линейки двигателей, имеющие ресурс в более 1 млн км. За счет этого подобные агрегаты называют «миллионниками». Основные производители таких силовых установок – это BMW, Toyota, а также Mercedes. Однако важно следить за автомобилем и своевременно проводить ТО, чтобы мотор долго прослужил.
