Вентилятор на любом автомобиле, и ВАЗ-2114, снабженный инжектором, не исключение, необходим для принудительного обдува радиатора. Благодаря этому циркулирующая там жидкость охлаждается активнее, и на моторе сберегается более или менее приемлемая постоянная температура. Когда машина едет быстро, то вентилятор срабатывать не будет – в этом случае силовому агрегату вполне хватает естественного напора воздуха. Штатное охлаждение запускается в моменты остановок (без глушения двигателя) или при медленном движении. Как и любой другой узел авто, вентилятор может ломаться. Как отыскать причину и устранить неисправность, рассказывается далее.
Принцип действия системы охлаждения
Система охлаждения на автомашине – это замкнутый трубопровод, в котором циркулирует специальная жидкость. Она постоянно отводит тепло от работающего двигателя в радиатор, где прохладный воздух понижает ее температуру.
В жару, при нескорой езде или во время остановок, без глушения мотора может происходить перегрев силовой установки. Во избежание этой неприятности на инжектороном ВАЗ-2114 стоит электрический вентилятор, что включается автоматически специальным датчиком при достижении двигателем критической температуры. На рассматриваемой модели порог срабатывания – 85 градусов. Когда мотор остывает, терморегулятор останавливает принудительный обдув.
Местонахождение вентилятора на ВАЗ-2114 инжектор – подкапотное пространство. Он привинчен к внутренней стороне радиатора. Сам рассматриваемый узел состоит из лопасти и электродвигателя заключенных в рамочный кожух. К нему подведены питание и опосредованно (через ЭБУ) термодатчик.


Признаки неисправности
Выявить проблему с вентилятором несложно – если он не срабатывает, то происходит быстрый нагрев тосола. Бортовой компьютер получает соответствующий сигнал и на приборной панели вспыхивает индикатор, сообщающий находящемуся за рулем человеку о критической ситуации.
Водитель в данном случае обязан выключить силовую установку и выждать, пока она остынет, и лишь тогда трогаться с места, с соблюдением всех мер предосторожности.
Использовать транспортное средство с неисправной системой охлаждения весьма опасно. Неработающий вентилятор, особенно в летнюю жару, может стать причиной очень серьезной поломки. Как правило, перегревом в первую очередь повреждается головка блока цилиндров.
Отказ подтвердить несложно:
- включите автомашину на холостой ход;
- откройте капот;
- дождитесь разогрева тосола.
Если электромоторчик вентилятора и не собирается срабатывать – то глушите инжекторный двигатель и приступайте к поиску причины. Произвести ремонт ключевого элемента системы охлаждения, по счастью, не очень трудно. Как найти проблему и устранить ее, расскажем далее.
Почему он не работает
Есть несколько причин, из-за которых пропеллер может не включаться, когда ситуация с температурными показателями того требует:
- Вышел из строя электромотор вентилятора, то есть привод;
- Произошла поломка предохранителя, который сгорел;
- Отказало реле;
- Оборвалась проводка;
- Разъемы датчика потеряли контакты;
- Вышел из строя датчик.
Находим неисправность
| Зона поиска проблемы | Пояснение |
| Проверка пропеллера | Отключается разъем на пропеллере и подключается напрямую к аккумуляторной батарее. Если вентилятор заработал, с приводом все хорошо. Если же пропеллер все равно не закрутился, проблема в электродвигателе |
| Проводка и контакты | Если пропеллер не работает, нужно обязательно проверить состояние проводки и удостовериться в исправности контактов датчика |
| Предохранитель | Отыскать эти два элемента можно в подкапотном пространстве слева ближе к водителю внутри монтажного блока. На вентилятор идет предохранитель с обозначением F4 с номинальным током 20А. Проверку можно выполнить путем нажатия на кнопку звукового сигнала. Почему? Да потому что он также подключен к этому предохранителю. Либо проведите проверку тестером |
| Реле | Располагается там же, где и предохранитель. Для эффективной проверки лучше всего взять реле, в работоспособности которого вы уверены на 100%, установить его на место старого и проверить |
| Датчик | Чтобы проверить датчик, отключите от него питание. Если он работает, пропеллер начнет работу в аварийном режиме, то есть будет дуть постоянно. Отключите разъем и включите зажигание. Если пропеллер закрутит, тогда датчик сломан. Нужна замена |
Когда менять
Если причиной всех проблем оказался сам вентилятор, менять его не обязательно, поскольку в некоторых случаях его вполне можно отремонтировать. Поломки зачастую связаны с подшипником или щетками.
Если причиной поломки является выход из строя электродвигателя из-за обрыва проводки или замыкания, рисковать с его ремонтом не стоит. Проще и лучше выполнить замену всего привода.
Проверка на обрыв цепи
Если ездить на машине, у которой не работает пропеллер охлаждения, это приведет к перегреву ОЖ и разрушению патрубков, резиновых элементов, прокладки главного блока цилиндров и крышки клапанов. Не далеко и до разрушения компонентов поршневой группы.
Предохранитель
Эксплуатация автомобиля со сломанным вентилятором категорически запрещается.
Цена вопроса
Прежде чем приступить к решению проблемы с не работающим пропеллером радиатора, многим важно узнать о стоимости компонентов и работы.
Новый элемент обойдется сегодня примерно в 1,5-2,5 тысячи рублей, в зависимости от модели и региона. Стоимость замены на станции технического обслуживания составит от 400 рублей и выше. Хотя тратить на это деньги не обязательно, поскольку самостоятельная замена займет у вас не более получаса. Да и сложного тут особо ничего нет.
Датчик температуры
Электроцепь
Итак, вы убедились, что сам пропеллер крутится, то есть двигатель, подключенный напрямую, работает. В этом случае необходимо заняться проводкой, осмотреть все соединительные колодки и выводы на предмет плохого контакта.
Первое на, что следует обратить внимание – это предохранитель. На рассматриваемый в настоящей статье ВАЗ инжектор ставится защитное устройство на 20 ампер. Найти его нетрудно – загляните в блок, расположенный под капотом – за вентилятор отвечает тот, что обозначен как F4. Перегорает устройство на самом деле редко, так как постоянных высоких нагрузок оно не испытывает. Убедиться, что элемент исправный очень просто – включите зажигание и нажмите на клаксон. Сигнал запитывается также через F4, а, следовательно, при его перегорании звука вы не дождетесь.
Сломан вентилятор
Когда рассматриваемый элемент системы охлаждения не подает признаков жизни, то многие просто покупают новый, но это вовсе не обязательно. Чаще всего отказ происходит из-за стирания щеток электромотора или износа подшипника. И то и другое продается отдельно и легко меняется.
Не удастся сберечь старый вентилятор вашего ВАЗ, когда в нем произошло замыкание или оборвался провод обмотки. Устранение этих поломок нецелесообразно.
Стоимость нового узла охлаждения относительно высока. Самый дешевый продают за 1 500, а наиболее дорогой вариант обойдется в 2 500.
Другие причины отказа подсветки
Иногда щиток приборов перестаёт гореть по иным причинам. Самые распространённые из них следующие:
- Перегоревшие лампочки или светодиоды. Чтобы определить выход из строя ламп, необходимо вытащить приборку, но сделать это будет непросто. Неисправные осветительные приборы, как и предохранители, не подлежат ремонту. Их нужно заменить. Если лампочки перегорают часто, желательно в разумные сроки проверить проводку автомобиля мультиметром или обратиться к автоэлектрику. Нередко причиной этого становится неквалифицированная замена обычных ламп светодиодами;
- Сгорела контактная плата приборной панели. Из-за чрезмерного износа или частых перепадов напряжения в бортовой сети она может выйти из строя. Деталь состоит из микросхем. Диагностировать и ремонтировать её в домашних условиях практически невозможно. Поэтому её придётся менять. Плата стоит около 400-600 рублей. Для замены придётся разобрать приборную панель;
- Обрыв проводки. Повреждение может случиться в одном или в нескольких местах. Чтобы выявить дефектный участок, нужно прозванивать мультиметром все провода. Иногда на это уходит несколько часов. Без хорошего знания электрических схем и автоэлектрики зачастую сложно определить эту неисправность. Иногда приборная панель может не гореть из-за окисленных или загрязнённых контактов. Чистка контактных соединений поможет вернуть работоспособность детали. В редких случаях проблема вызывается иными неисправностями.
Эксплуатация автомобиля с негорящей приборкой не запрещена законом. Но ездить с такой поломкой неудобно и некомфортно, поскольку в тёмное время суток не видны показания приборов, отсутствует информация о состоянии авто. Поэтому такая езда рискованна. Кроме того, это может сопровождаться и другими, более серьёзными неисправностями. Они нередко запрещают использование машины. Поэтому рекомендуется в разумные сроки диагностировать и устранить проблему. К счастью, обычно это можно сделать самостоятельно. И лишь обрыв проводки требует вмешательства электрика.
Как поменять
Чтобы провести замену вентилятора охлаждения, потребуется исправный узел в сборе, а также:
- крестообразная отвертка;
- торцевые ключи на 10 и 8 миллиметров.
Прежде всего, поставьте свой инжекторный ВАЗ-2114 на стояночный тормоз. Дополнительно зафиксируйте колеса упорами, как того требует техника безопасности. Далее действуйте следующим образом:
- откройте капот;
- снимите с батареи минусовый провод;
- открутите болты, удерживающие на месте воздушный фильтр;
- с помощью отвертки немного ослабьте фиксатор хомута воздуховода (он располагается возле ДМРВ);
- демонтируйте гофру, отвинтив ее от воздушного фильтра, а потом снимите и последний узел;
- уберите воздухозаборник, скрутив предварительно его болты 8-миллиметровым ключом;
- получив полный доступ к вентилятору, отсоедините его кожух (он удерживается на месте 6 гайками);
- отключите разъем питания;
- вытащите неисправный элемент из подкапотного пространства;
- поставьте на его место новый.
Процесс сборки осуществляется в порядке, обратном описанному выше.
Схема подключения
Зная электрическую схему включения вентилятора радиатора, неполадки в его электроцепи найти будет проще.
Вентилятор охлаждения имеет 2 входа: первый вход ведет к генератору через предохранитель F5 и шины соединения в монтажном блоке (2). Колодка жгута (3), прозванная у водителей фишкой, соединяет электровентилятор через реле с контролером вспрыска, состыкованным с реле зажигания. От провода, отходящего от контроллера, ответвление ведет к вспомогательному реле с предохранителем.
Проверка работоспособности
После того как замена завершится, необходимо убедиться, что новый узел на вашем ВАЗ-2114 инжектор функционирует должным образом. Для этого:
- заведите двигатель;
- оставьте его на холостом ходу;
- дождитесь, когда тосол нагреется и сработает принудительное охлаждение.
Как правило, это происходит примерно через 5-7 минут после запуска мотора. Теперь необходимо убедиться, что вентилятор самостоятельно отключится.
Иногда автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда и новый, только что установленный узел не работает. Чаще всего так происходит по банальной причине – вам в магазине всучили брак. Если же что-то не так, то придется повторить проверку всех элементов, отвечающих за принудительное охлаждение двигателя в порядке, описанном выше.
Как видите, самостоятельное устранение проблем, связанных с неработающим вентилятором не является особо сложной задачей. Если же вы не уверены в собственных силах, то рекомендуем не экспериментировать, а обратиться в мастерскую.
Что делать, если не срабатывает вентилятор охлаждения ВАЗ-2114 инжектор
Следует отметить, что если автомобиль двигается на больших скоростях, особой надобности в работоспособном вентиляторе, конечно же, нет. Но как только скорость движения авто снижается, а также когда автомобиль работает на холостых оборотах, без вентилятора просто не обойтись.
Этот прибор включается автоматически, как только на него подается сигнал от электронного блока управления. Этот сигнал основывается на данных, полученных от датчика температуры, который срабатывает в том случае, когда температура ОЖ поднимается до 103 градусов.
