Признаки и причины неисправности ступичных подшипников
Не зависимо от расположения шарикоподшипников, передние или задние ступичные подшипники по диагностике не отличаются ни способами проверки, ни характерными признаками неисправностей, типу привода колеса.
Таблица неисправностей ступичных подшипников
| N п/п | Признаки неисправности | Причины неисправности | |
| Передние | Задние | ||
| 1 | Появление постороннего шума (низкочастотный гул) в салоне автомобиля. | недостаток смазки или неправильный выбор, большой срок эксплуатации, не квалифицированная замена, экстремальная езда, состояние наших дорог, удары о выбоины. | |
| 2 | При езде чувствуется вибрация руля или тормозной педали. | Вибрация только тормозной педали. | Возможен износ наконечника рулевой тяги, износ подшипника ступицы или тормозного диска. |
| 3 | Появление подтеков смазки на защитном колпачке или сальнике. | Избыток смазки, разрушение сальника. | |
| 4 | Чрезмерный нагрев ступицы | Недостаточная смазка, не соблюдение момента затяжки ступичной гайки. Возможно разгерметизация уплотнений. | |
| 5 | Скрежет и стук при вращении вывешенных колес. | Возможно износ шаровой опоры, тормозных дисков, деталей подвески автомобиля. Необходимо диагностирование. | |
| 6 | При изменении скорости или вхождении в поворот меняется характер шума. | Износ ступичных подшипников. Могут изменяться другие неприятные шумы: дребезжание выхлопной трубы, раздаточный механизм коробки, шум покрышек. | |
| 7 | Осевой люфт вывешенного колеса | Выходит из строя ШРУС или ступичные подшипники, недостаточное крепление колесных болтов или ступичной гайки. | |
| 8 | Горит сигнальная лампочка АБС. | Неисправен датчик, возможно магнитное кольцо повернуто другой стороной, вероятно число зубцов кольца абс не соответствует оригинальному числу для данной модели автомобиля. | |
| 9 | Потеря управляемости, автомобиль ведет в сторону. | Возможно неравномерно накачаны шины, нарушена регулировка развала схождения колес, несоосная запрессовка ступицы на полуось. Ведет вправо – проблема правое колесо, влево – наоборот. Проверять надо передние колеса. | |
Важно знать:
Если не нашли источник нездорового шума – обратитесь к опытным водителям или к механикам СТО. Профессиональная диагностика окажется не лишней.


Про замену
Что хочется сказать – меняйте подшипник правильно, самому сделать это достаточно сложно. Нужны как минимум пару съемников, а также знание подвески автомобиля. Не зря многие автопроизводители меняют полностью ступицу колеса.
При замене важно:
1) Запрессовывать подшипник можно только специальными ровными обоймами (идеально использовать корпус от старого). Не допускается запрессовка «телами качения».
2) Не допускать запрессовку острыми инструментами, которые могут повредить уплотнительное кольцо, что затем приведет к утечке смазки.
3) При запрессовки нужно держать правильный зазор и плоскость, не допускаются перекосы. Неправильный зазор – перекос приведет к быстрому выходу из строя.
НА этом все, в заключении хочется сказать, что я сам пару раз менял ступичный подшипник. В гаражных условиях, да еще если у вас нет навыков сделать это очень сложно (можно загубить новый), поэтому лучше не пожалейте денег отдайте на проверенную станцию. Сэкономите и нервы и деньги и силы.
НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.
Похожие новости
- Как установить дефлекторы
- Минусы турбированных двигателей
- Как качать зимнюю резину
Добавить комментарий Отменить ответ
Как проверить ступичный подшипник на ходу
Во время движения автомобиля, если появился посторонний шум в салоне, он становится раздражителем слуха для водителя. Найти источник шума порой сложно, потому что издавать звук могут многие узлы и детали машины. Попробуйте разогнать автомобиль. Некоторые шины на высокой скорости могут создавать гул, и тем самым дезинформировать водителя.
Видео проверки на ходу:
Узнать с какой стороны неисправность можно способом маневрирования:
- Поверните влево, нагрузка на левую ось уменьшится, если звук исчез или ослаб – значит проблема с левой стороны.
- Поверните вправо нагрузка на левую сторону увеличится, появится гул, значит предположение, что неисправность с левой стороны – верно.
- Попробуйте изменять скорость и чередование поворотов влево и вправо.
- Прислушайтесь, как будут изменяться частота и тон звука. Он может снижаться, повышаться, а иногда исчезать вовсе.
Разогните на ровной дороге автомобиль, сбросьте газ, двигайтесь по инерции. Пусть пассажир прислушается откуда идет гул. Проверьте свои предположения. Сделайте диагностику на вывешенных колесах автомобиля, используя домкрат.
Видео 1: «С какой стороны гудит»
Видео 2: «С какой стороны гудит»
Основные симптомы неисправности ступичного подшипника
Первое отклонение, по которому определяется неисправность – посторонний шум. Как гудит ступичный подшипник при возникновении проблем? Этот звук может быть достаточно громким, появляется на скоростях около 50 км/ч. Сравнить его можно с шумом разгоняющейся электрички или готовящегося к взлету самолета. На запущенных стадиях к гулу добавляется хруст и металлический скрежет.
Важно не перепутать этот звук с шумом неисправной трансмиссии. Коробка передач или редуктор шумят при разгонах или сбрасывании газа, подшипник ступицы гудит
при любом режиме движения. Речь, конечно, о неисправных узлах. Исправный автомобиль работает беззвучно.
Также признаком, сигнализирующим о проблеме, является вибрация, передающаяся на рулевое колесо и кузов. Этот признак невозможно не заметить. Если машину трясет, а руль постоянно дрожит и вырывается из рук – срочно обращайтесь в автомастерскую.
Еще один сигнал, указывающий на проблемы – неправильное поведение машины. Если автомобиль постоянно уводит в сторону, значит, одно из колес подклинивает. Это может указывать на проблему в ступичном узле.
Как проверить передний подшипник ступицы на стоячей машине
Выполнить диагностику ступичных узлов можно так же при стоящем на месте автомобиле. Для этого выполните следующие действия:
- Загоните машину в гараж или установите на ровную поверхность.
- Подставьте под задние колёса противооткатные упоры.
- Приподнимите домкратом левую или правую сторону.
- Проверьте люфт колес, покачивая в осевом направлении. Поломка будет выявлена при наличие ощутимого люфта.
- Если по люфту не удалось определить неисправность, необходимо раскрутить колесо и определять уже по шуму, сравнивая звук правого или левого колеса.
- Если авто переднеприводное, тогда приподнимите передок, и запустив двигатель, разгонитесь до 30-40 км/час на спидометре. Иногда гул появляется только при определенных скоростях.
Видео «Как проверить ступичные подшипники спереди»
Обратите внимание, в каких плоскостях надо «шатать». Беритесь за нижнюю часть на шесть часов и за верх напротив, смотрите на смещение относительно оси. Начните с неприводных колес. Они провернутся вручную. Ступичные подшипники переднего колёса проверяют при включенном двигателе.
Передняя правая или левая сторона машины ставится на упор под рычаг подвески, чтобы ШРУС находился в горизонтальном положении. Затем сравнивают гул с обеих сторон.
Определение неисправности по люфту колеса:
Как проверить неисправность ступичного подшипника
Самым первым признаком того, что неисправен передний ступичный подшипник, будет очень низкочастотный и весьма неприятный гул, который постепенно только нарастает. И всё-таки как проверить подшипник ступицы переднего колеса? Для наиболее детального определения возможно взять на вооружение следующий метод, в котором используются повороты влево и вправо.
- В процессе поворота в левую сторону автомобиль начинает крениться на правую сторону. В таком же случае наибольшая нагрузка будет идти на правое колесо, с левого снимается вся нагрузка.
- При движении авто на скорости от 10 до 15 км в час из-за очень резкого поворота руля в левую сторону полностью стихает посторонний гул. Это значит, что возникли проблемы со ступичным подшипником левого колеса. Если же шум уходит при повороте только направо, то сломан подшипник правого колеса.
Дополнительно рекомендуем проверить статью нашего специалиста, посвящённую тому, как проверить помпу, не снимая с двигателя.
Чтобы сделать диагностику наиболее правильной потребуется приподнять авто домкратом либо подъёмником (если есть). После мотор машины разгоняется до 4 передачи. Скорость должна достигать 70 — 80 км в час помощи автомобильного домкрата. Требуется запустить двигатель, разогнать машину, выжать сцепление, а после отключить передачу. Далее необходимо выйти из салона, а после на слух точно определить источник шума. Когда колесо полностью встанет, нужно взять его в руки по верхней и нижней части, начиная раскачивать его в вертикальном положении.
Наличие пусть даже маленького люфта — в этом случае можно говорить о выявленной поломке ступичного подшипника.
Точно таким же образом можно просмотреть наличие люфта при раскачивании колеса ещё и в горизонтальной плоскости.Существует ещё один вариант, как проверить ступичные подшипники:
- Для начала нужно поставить авто на ровную поверхность. С это целью идеально пойдет наиболее ровное асфальтированное покрытие.
- В первую очередь проводится проверка на люфт вертикальной оси. Для этого нужно взять колесо в верхней точке и попытаться сильно раскачать.
- Если слышны щелчки, то уже можно говорить о наличии ступичного люфта.
- Чтобы полностью быть уверенным в наличии неисправности подшипника, нужно приподнять колесо с использованием домкрата и начать быстро вращать его вручную. Если есть хруст, пора ехать на СТО.
Рекомендуем: Противотуманные фары на ВАЗ 2114: установка и схема подключения
Как проверить подшипник ступицы заднего колеса на стоячей машине
Нет существенной разницы в проверке по сравнению с передней подвеской. У переднеприводных авто вывешенные задние колеса проворачиваются вручную, как описывалось выше. Попробуйте взяться рукой за пружину подвески, и тогда вибрации передадутся в руку.
Аналогично наличие люфта проверяют пошатыванием в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Различайте звук трения тормозных колодок и как звучит неисправный podshipnik. Если шарики сработались, то будет слышно, как они перекатываются.
Автомобиль с задним приводом проверяют вращением приводной оси:
- «Зад» слегка приподнимают;
- ставят машину на ручник;
- запускают двигатель и разгоняют до скорости 30-40 км/ч на спидометре, что соответствует 60-80 км/ч;
- слушают одну сторону, затем те же действия, с другой стороны.
Видео «Как проверить подшипники ступицы заднего колеса»
На этих видео проверка происходит в гараже или на площадке. Обслуживаемым узлам ступицы нужна регулировка люфта, затяжка гайки до нужного момента, шплинтовка.
Диагностика заднего подшипника:
Пример регулировки без использования динамометрического ключа:
Методы выявления неисправности
Замер уровня вибрации и наблюдение за уровнем шума позволяет обнаружить износ на ранних стадиях. Вибромониторинг специальными приборами учета определяет степень износа и диагностирует необходимость замены.
Сигналом к предстоящему выходу из строя ступичных подшипников служит появление низкочастотного шума в области колес. Со временем шум становится сильнее и спустя некоторое время превращается в гул. Можно самостоятельно диагностировать поломку ступичных подшипников, достаточно понаблюдать за шумом, появляющимся на скорости около 40 км/ч. При повороте в противоположную от неисправности сторону, нагрузка становится больше, и шум возрастает. Поворот в сторону негодного подшипника уменьшит нагрузку, гул станет тише. Подшипник ступицы переднего колеса повреждается чаще. Причина в том, что сильные удары колеса о дорожные препятствия вызывают разрушение сепаратора.
Еще один вариант диагностики – прокрутка поднятого колеса и проверка люфта. Вращение колеса с неисправной деталью приведет к появлению шума и люфта колеса.
Подборка видео о неисправных подшипниках и их диагностике:


Как проверить ступичные подшипники на ВАЗ и других автомобилях
Технология проверки и диагностики, как выяснилось ранее, не зависит расположения, и типа привода, соответственно при проверке у той или иной марки авто, так же выполняется одинаково.
Разница имеется только в обслуживании и эксплуатации, так как ступичные узлы у автомобилей различаются по конструкции.
- На оси могут находиться однорядные конические роликовые элементы качения. Устанавливаются по 2 пары на одну ось. Их надо периодически проверять, регулировать люфт в пределах допустимых норм.
- Новые модели ВАЗ, а так же зарубежных машин имеют подшипники на передней оси 1-3-поколения, для которых регулировка и уход не требуется на весь срок службы подшипника, порядка 100 000 км пробега.
Конкретные инструкции по проверке и эксплуатации для определенной модели авто Вы можете найти на нашем сайте. Далее в навигационной таблице, вы сможете найти и перейти на инструкцию по диагностике и замене ступичных и других подшипников для своего автомобиля.
| CHEVROLET: | NIVA |
| LANOS | |
| AVEO | |
| LACETTI | |
| CRUZE | |
| ВАЗ (LADA): | 2109 |
| 2108 | |
| 2110 | |
| 2114 | |
| GRANTA | |
| KALINA | |
| PRIORA | |
| FORD: | FUSION |
| FOCUS 1 | |
| FOCUS 2 | |
| TRANSIT | |
| DAEWOO: | NEXIA |
| MATIZ | |
| RENAULT: | LOGAN |
| DUSTER | |
| PEUGEOT: | 206 |
| ГАЗ: | ГАЗЕЛЬ |
| HYUNDAI: | ACCENT |
| KIA: | SPORTAGE |
| RIO | |
| MITSUBISHI: | LANCER 9 |
| LANCER 10 | |
| OPEL: | ASTRA H |
| NISSAN: | ALMERA |
| QASHQAI | |
| MAZDA: | MAZDA 6 |
| MAZDA 3 | |
| TOYOTA: | COROLLA |
| AUDI: | A80 B4/B3 |
Определяем наличие люфта
Для более точного определения ситуации, нам понадобится домкрат. С помощью такого инструмента вывешиваем колесо, после чего проверяем, есть ли люфт. Одной рукой мы берем колесо сверху, а второй – снизу. Пробуем немного покачать его.
Если ощущается люфт, значит, все дело кроется в подшипнике, который нужно сразу же заменить.
В то же время, появление люфта может свидетельствовать также о неисправности одного из элементов подвески. Проверить это достаточно легко. Необходимо просто полностью выжать тормоз, если при этом люфт не исчезает, значит, проблему следует искать не в подшипнике. Кроме того, иногда люфт свидетельствует о том, что подшипник плохо закрепили, так что стоит проверить, не ослабло ли крепление.
Дополнительно вам поможет видео о том, как проверить ступичный подшипник. Найти его можно найти на нашем сайте. В видео подробно даются ответы на все возникающие вопросы как проверить ступичный подшипник:
Рекомендуем: Все разнообразие предпусковых подогревателей двигателя
Навигация по инструкциям
Задний ступичный подшипник
- Chevrolet:
- Lanos
- Aveo
- Lacetti
- Fusion
- Nexia
- Logan
- 206
- Газель
- Accent
- Sportage
Передний ступичный подшипник
- Chevrolet:
- Нива
- Aveo
- Lanos
- Lacetti
- Cruze
- Focus 2
- Nexia
- Logan
- Accent
- Lancer 9
- Astra H
- Rio
- ГАЗель
- Almera
- Mazda 6
- Corolla
- A80 B4/B3
Внимание:
Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях для вашей модели инструкция подойдёт.
Другие способы диагностики ступичного подшипника и ступицы
Бывает не достаточно вскрыть пыльник, проверить наличие смазки, момент затяжки ступичной гайки. Если проблема устранена, то проводят боле глубокий контроль узла ступицы.
Как проверить осевой зазор и сделать его регулировку
Возможность регулировки зазора обеспечивается особой конструкцией ступицы переднего колеса у некоторых автомобилей, в том числе классики ВАЗа, которая вращается на полуоси на двух конических (конусных) подшипниках.
Точная регулировка осевого зазора возможна специальными инструментами и оборудованием. Измерительное оборудование ранее было обязательным для СТО, обслуживавших вазовские марки машин. Точный микрометр определяет осевой зазор. Максимально допустимая величина составляет 0,15 мм.
Так же делают регулировку с применением динамометрического ключа. Момент затяжки для каждого авто можно посмотреть в инструкциях на сайте или прочитать статью.
1 – индикатор часового типа; 2,3 – штатив с креплением; 4 – ступичный узел.
- Для проверки зазора поднять переднюю иди заднюю часть автомобиля;
- Под болт крепления колеса установить специальное приспособление;
- Упереть ножку индикатора в торец оси поворотного кулака при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу вдоль оси поворотного кулака, замерить величину перемещения (зазора) по индикатору.
Если зазор больше 0,15 мм, отрегулировать его в следующем порядке:
- отвернуть регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;
- установить новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затянуть ее моментом 19,6 Н. м (2 кгс. м), одновременно поворачивая ступицу обоих направлениях два-три раза для самоустановки роликов в обоймах;
- ослабить регулировочную гайку и снова закрутить ее моментом затяжки 6,8 Н • м (0,7 кгс • м);
- на шайбе сделать метку В (рис. 3.5.), затем отпустить на 20-25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В;
- застопорить гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце цапфы поворотного кулака;
- после регулировки зазор должен находиться в пределах 0,02-0,08 мм.
Важно знать:
При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе—левое. Так же читайте, как провести регулировку без динамометрического ключа здесь.
Прибором так же контролируют осевые и радиальные биения фланца ступицы после замены.
Видео «Как отрегулировать роликоподшипники ступицы ВАЗ»
Как проверить биение ступицы
Некоторые осевые гайки предназначены для использования только один раз. Рем комплекты поставляются с новой гайкой в коробке. Повторное использование может привести к ослаблению гайки во время эксплуатации автомобиля.
1,2 — индикатор с магнитным штативом; 3 – тормозной диск или фланец ступицы.
Всегда измеряйте биение во фланце после установки. Деформированный фланец будет иметь биение, вызовет вибрацию, изменение толщины тормозного диска, потребуется замена. Биение педали тормоза иногда ассоциируется с биением тормозного диска. Часто проблема именно в нем, но не всегда. Если сомневаетесь, то проведите замену диска, переставьте с противоположного колеса.
Если биение исчезнет, то проблема в диске. Если нет, тогда следует проверить ступичный фланец, как показано на видео.
Проверка биения ступицы Nissan:
Допустимое отклонение стрелки от нулевого значения не должно превышать 0,038 мм. Если отклонение больше — возможно, что проблема в ступице.
Проверка и регулировка момента затяжки
В руководстве по эксплуатации автомобилей дана периодичность пробега, после которого нужна проверка осевого люфта ступицы с помощью момента затяжки контргайки.
- Устанавливаем автомобиль на подъемник или пользуемся домкратом.
- Проверяем люфт в двух плоскостях.
- Расшплинтовываем центральную гайку.
- Из рем комплекта берем новую гайку.
- Закручиваем от руки без усилия.
- Затягиваем гайку с усилием рекомендованным производителем с помощью динамометрического ключа.
- Вращаем колесо влево, вправо, несколько раз, можно даже постукивать кулаком по покрышке.
- Откручиваем гайку на пол оборота, вращаем колесо и вновь затягиваем.
- Проверяем люфт, шплинтуем гайку.
Видео «Регулировка динамометрическим ключом»
Не путайте неисправность ступичного подшипника с другими поломками
- Обслуживаемые подшипники могут не издавать гула, при наличии смазки, а вот нарушение регулировки может сказаться на управляемости автомобиля.
- Чаще подозрения на неравномерность накачки шин, системы рулевого управления, неисправность ШРУСа, регулировки развала схождения колес.
- Евростандарт шума, издаваемого новыми шинами, находится в пределах 80 дБ. Свыше этого порога гул от шин слышен в салоне. Часто вибрация тормозной педали ассоциируется с биением тормозного диска, но не всегда это связано именно с неправильной установкой диска или его дефекта.
- Иногда биение ступицы в превышенных пределах провоцирует биение тормозного диска.
