Колесные диски представляют собой достаточно простой в плане конструкции, но очень важный элемент в устройстве любого автомобиля. При этом кроме основного функционального назначения диски для машины также играют большую роль, выступая декоративным элементом экстерьера.
С учетом таких особенностей на рынке сегодня можно встретить большое количество разных дисков, которые изготовлены из различных сплавов, отличаются по дизайну, размеру и целому ряду других характеристик.
Само собой, производители дисков стремятся удовлетворить любые запросы, однако многообразие значительно затрудняет подбор колесных дисков. Далее мы рассмотрим, как подобрать диски на машину, какой тип и вид диска лучше, а также что нужно в обязательном порядке учитывать, подбирая диски автомобильные.
Автомобильный диск: виды дисков на машину
Как уже было сказано выше, решение подобрать диски для авто может быть не такой простой задачей, как может показаться на первый взгляд. И дело даже не в физических параметрах дисков (диаметр диска, его ширина, вылет, разболтовка и т.д.). В первую очередь, нужно определиться, какой диск нужен, для каких задач, а также в каких условиях он будет использоваться. Давайте разбираться более подробно.
Начнем с того, что все диски сегодня условно можно разделить на основные группы:
- железные диски (штампованные, штамповка, «штампы»);
- литые диски для автомобиля (литье);
- кованые диски (ковка);
Сразу отметим, что тот или иной диск для машины имеет как преимущества, так и недостатки. Самым дешевым вариантом является стальной штампованный диск, тогда как более дорогими вариантами являются легкосплавные диски (изготовлены из облегченных сплавов). При этом ошибочно полагать, что более доступные по цене решения будут однозначно хуже дорогих по всем пунктам.
- Итак, железный колесный диск штампуют из листа металла, после чего части сваривают между собой. Изделие получается достаточно прочным и весьма надежным.
Также большим плюсом считается то, что железные диски обычно не трескаются от нагрузок, а также отлично поддаются ремонту. Даже если после удара закраины диска сильно замяты, такой диск вполне можно отремонтировать.
Если говорить о минусах, железные диски не имеют какого-либо выдающегося дизайна и практически все одинаковые. Также недостатком считается большой вес. Еще точность при изготовлении «штампов» не самая высокая, что приводит к проблемам с балансировкой.
Металлические диски быстро ржавеют, что также заставляет владельца регулярно чистить и красить диски. Чтобы улучшить внешний вид автомобиля и скрыть изъяны железных дисков, практически обязательным является необходимость использовать пластиковые колпаки, которые трескаются, часто теряются во время эксплуатации и т.д.
Также тяжелые диски из металла в большей или меньшей степени влияют на управляемость автомобиля, становятся причиной увеличению расхода топлива и т.д. Еще следует отметить худшую вентиляцию, что приводит к перегреву тормозных механизмов при активном торможении.
В совокупности, железные диски являются надежным, но предельно простым вариантом. Именно по этой причине их часто ставят на новую машину с завода или при продаже авто с пробегом, чтобы удешевить автомобиль.
- Легкосплавные диски являются более востребованным вариантом по ряду причин. Сразу отметим, в быту автолюбители часто называют их «титановые диски», однако на деле они изготовлены из магниевого или алюминиевого сплава.
Основными преимуществами легкосплавов является большое количество вариантов в плане дизайна, а также сниженный вес по сравнению с железными дисками.
Что касается сравнения магниевых и алюминиевых сплавов, алюминиевые диски менее прочные, чем магниевые, однако магниевые диски менее распространены. С одной стороны, магниевый сплав более прочный и легкий, чем алюминиевый. При этом стоимость такого материала выше, а также магний сильнее подвержен коррозии.
Литые диски отличает высокая точность при изготовлении, лучшая балансировка. Благодаря конструкции достигается лучший отвод тепла, тормоза охлаждаются и эффективнее работают.
Сниженный вес означает уменьшение неподрессоренных масс, что увеличивает срок службы деталей подвески и ходовой части, позволяет получить лучшую управляемость, повысить топливную экономичность и т.д.
- Колесные диски, кроме материала, также отличаются по способу изготовления. Принято выделять литой, а также кованый диск.
Диски литые выполнены путем отлива, их отличает мелкозернистая внутренняя структура сплава. Это основной минус таких дисков. Причина — от нагрузок материал постепенно растрескивается. Далее микротрещины, которые изначально незаметны, могут стать причиной раскола диска, причем в любой момент, а не только при ударе. При этом визуально «усталость» диска определить сложно или невозможно, так как трескается сама внутренняя структура сплава.
В свою очередь кованые диски изготавливают путем обработки цельной заготовки методом ковки. Не вдаваясь в подробности, выкованный из цельной «болванки» диск намного прочнее литья, изделие имеет многослойную металлическую структуру.
Такой кованый диск, в отличие от литых аналогов, не накапливает трещины, выдерживает сильные удары, более эластичен (не трескается и раскалывается, а гнется).
К недостаткам можно отнести высокую стоимость, а также меньшее разнообразие различных вариаций. Если просто, «ковка» по дизайну не имеет такого количества моделей, как более простое и дешевое литье.
Еще минусом кованых дисков принято считать то, что при сильных ударах сверхпрочный диск не гасит энергию, передавая ее на подвеску. Если суммировать, ковку обычно ставят только на премиальные и спортивные автомобиля.
По поводу ремонта вообще
Разумеется, это дело непростое, но все же, возможное. Правка литых дисков должна проводиться руками профессионалов, потому как эта деталь весьма чувствительна, как к ремонту, так и к дороге в целом.
Надеяться на свой молоток в гараже в ремонте литых – недостаточно. Тут нужны специальные инструменты, которые есть только в хороших СТО, а не у соседа в гараже.
Но это не значит, что прокатка литых дисков, как собственно и их ремонт в целом, должен считаться негативной стороной. Любая машина, даже самая дорогая иномарка (в частности, именно они очень привередливы к ремонту) всегда нуждаются в финансовых вложениях.
Поэтому если литые диски покупались из-за их физических свойств, веса, и в дальнейшем практично используются – в ремонте нужды не будет. Ведь машина покупается не для ремонта – он всего лишь следствие и необходимость.

Колесные диски: подбор, лучшие диски для авто
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что диски на колеса нужно подбирать не только по марке, модели и основным параметрам, но и по типу диска.
Еще важно учитывать целевое назначение самого авто и особенности его эксплуатации. Также немаловажным фактором является и цена, так как диск автомобильный в одном и том же размере, однако разный по материалу и способу изготовления, может стоить заметно дороже или дешевле аналогов.
Еще важно уделять внимание тому, какие марки дисков рассматриваются перед покупкой. Например, лучше отдавать предпочтение оригинальным дискам. Если же по той или иной причине оригинал не устраивает, тогда стоит рассмотреть качественные изделия известных мировых производителей.
Как показывает практика, литые колесные диски имеют заметный разброс по цене, причем в зависимости от производителя. При этом не стоит гнаться только за низкой стоимостью, так как дешевые диски на авто по умолчанию не могут быть качественными.
Кстати, качественные литые диски отечественного производства заметно лучше дешевых импортных аналогов и более доступны по цене, чем дорогое литье известных брендов.
Если суммировать, основными критериями подбора дисков для автомобиля считаются:
- рекомендуемые производителем параметры и характеристики дисков;
- особенности эксплуатации автомобиля, а также предпочтения самого владельца авто;
Если с параметрами и характеристиками все понятно, то с остальными пунктами нужно разобраться. В первую очередь, если машина ездит по плохим дорогам, машина перевозит грузы или имеет место активная эксплуатация зимой, от литья лучше сразу отказаться.
На деле, в ситуации, когда нужны зимние диски или диски для плохих дорог, лучше штамповки варианта не найти. Эластичный штампованный диск дешевый и прочный, его можно всегда отремонтировать, даже если он погнется, указанный тип диска не сложно покрасить при такой необходимости и т.д. Чтобы улучшить внешний вид машины, в продаже имеется много различных колпаков.
Если же автомобиль используется для спокойной езды по асфальту, особенно в теплое время года, литые колесные диски хорошего качества можно считать оптимальным вариантом. Дело в том, что летом на диск не попадают дорожные реагенты, то есть не страдает внешний вид.
Также дороги к лету обычно ремонтируют, меньше ям, нет сугробов, глыб льда, снижаются риски удариться об бордюр на скользкой дороге и т.д. В таких условиях диски легкосплавные литые подвергаются меньшим нагрузкам, что увеличивает их срок службы, повышается надежность, дольше сохраняется внешний вид.
Что касается езды по трассе с высокой скоростью, для таких условий в приоритете обычно магниевые и кованые диски, так как важнее всего безопасность. По этой причине нужны, в первую очередь, легкие, прочные и надежные колеса, которые способны обеспечить лучшую управляемость и будут устойчивы к сильным ударам на высокой скорости.
Еще добавим, что также важно не ставить самый большой или самый маленький допустимый размер дисков, подбирая средний вариант. Если точнее, например, по мануалу на конкретную машину можно поставить диски диаметром 5 -17 дюймов. В таком случае лучше ставить диски на 16.
Профиля шины будет вполне достаточно, чтобы амортизировать и не сильно нагружать подвеску и сам диск, управляемость будет на уровне, а также не пострадает комфорт.
Напоследок отметим, что опытные автовладельцы обычно имеют два вида колес на разных дисках, которые меняются по сезону. Как правило, летние колеса представляют собой комплект летней резины на литых или кованых дисках, тогда как зимние предполагают установленные на штампованный железный диск шипованные или нешипованные шины.
На практике, сезонная смена литья и штамповки является наиболее удобной и рациональной, хранить и ставить колеса на дисках (в сборе) на машину быстрее и проще и т.п.
Технология производства литых дисков
Легкосплавные диски наиболее востребованны среди автолюбителей, считаются основным конкурентом стальных аналогов, которые идут в комплекте с авто непосредственно с завода-изготовителя. Такие колеса характеризуются стильным дизайном и сравнительно небольшим удельным весом. Хотя некоторые эксперты утверждают, что этот никак не отражается на технических, эксплуатационных характеристиках автомобиля.
Производятся литые диски путем отливки в специальную готовую форму-кокиль. Это п упрощает технологический процесс, увеличивает объем производства при минимальном количестве финансовых затрат. Основной материал для массового литья автомобильных дисков является – алюминиевый сплав, в который добавляют кремний, а также легирующие элементы: стронций, бор, магний и титан.
При переливе раскаленного металла из сталеплавильной печи в литейную машину, сырье тщательно фильтруется. Это необходимо для получения отливки с противодавлением, чтобы на выходе получить диск, приближенный по техническим свойствам к кованому аналогу, который отличается высокой твердостью. Затем устанавливается кокиль вокруг которого нагнетается нужное давление. После заливки металла в форму происходит его затвердение, формируется кристаллическая решетка металла. Через заданное время система раскроет кокиль, откуда извлекается готовая заготовка.
Чтобы исключить протечку сырья под высоким давлением, формы изготавливаются с точностью до +0.005 мм. Соответственно отливка осуществляется по тонным параметрам, а дисбаланс готового диска будет минимальным. Для производства литых колес применяют современную систему CAD-CAM, в которую входит компьютерное моделирование в масштабе 3D и выпуск деталей на высокоскоростном оборудовании.
Следующий этап изготовления литых дисков – это визуальный осмотр с присвоением порядкового номера. Затем их помещают на специальную рентген установку, чтобы отбраковать заготовки с неоднородной, пористой структурой металла. Несоответствующие стандартам образцы отправляют на последующую переплавку.
На этапе промежуточного контроля определяют видовые недостатки, которые могут повлиять на внешний вид изделия. Параллельно с этим, сотрудник отдела технического контроля проверяет соответствие геометрических параметров на различных участках. Затем диски покрываются специальным лакокрасочным веществом. После высыхания краски на колесо и упаковку наклеивается штрих-код, где зашифрована история производства изделия.
На станках с ЧПУ отливки центруются с лицевой стороны, чтобы сократить биение в 2-3 раза от установленного ГОСТом норматива. На завершающем этапе происходит химическая обработка поверхности диска, для предотвращения воздействия коррозии. Этот процесс состоит из:
- мойки и травления изделия;
- обычной промывки;
- каскадной промывки;
- промывки деминерализированой водой.
Завершающий этап – покрытие литых дисков специальным составом Ti-Zr Chemetall, который предотвращает появление вторичной коррозии.
Ознакомиться с моделями и ценами на легкосплавные автомобильные диски можно в каталоге. если возникнут вопросы, то звоните и наши специалисты дадут бесплатную консультацию.
Советы и рекомендации
Как видно, разнообразие дисков по типам, характеристикам и размерам может ввести неопытного автолюбителя в заблуждение. По этой причине некоторые водители хотят поставить на машину самые большие диски, чтобы получить привлекательный внешний вид.
При этом не учитывается ряд нюансов, начиная от большой нагрузки на такой диск и подвеску и заканчивая высокой стоимостью низкопрофильной резины. Другие, наоборот, ставят маленькие диски, одновременно увеличивая профиль шины до максимума в целях повышения комфорта, снижения нагрузок и т.д. Однако в таком случае машина становится менее устойчивой, особенно при прохождении поворотов на скорости, шины быстрее изнашиваются и т.п.
Чтобы получить лучший вариант, основное правило — ставить такие размеры шин и дисков, которые рекомендованы изготовителем авто по мануалу, при этом избегая крайностей в виде самых маленьких или самых больших дисков из рекомендованных.
Также параметры диска должны в полной мере соответствовать заводским рекомендациям. Однако, если нужно литье, диски с «заводскими» параметрами зачастую представлены только оригинальной продукцией и так называемой «репликой».
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие параметры указаны в маркировке диска, а также как выполняется расшифровка маркировки дисков. Из этой статьи вы узнаете, как расшифровать маркировку диска, а также на какие параметры и характеристики дисков нужно обращать внимание в первую очередь, чтобы правильно подобрать диски на автомобиль.
Так вот, оригинал обычно очень дорогой. Что касается реплики, делают такие диски как большие компании, так и малоизвестные производители. К таким дискам, особенно дешевым, нужно подходить с особой осторожностью, уделяя внимание качеству, производителю и т.д.
На деле, если найти подходящие по все параметрам диски не удается, лучше выбрать хорошее литье или ковку известного производителя с минимальными отклонениями от заводских рекомендаций, чем приобретать реплику сомнительного качества, даже если она полностью подходит по заводским параметрам.
Еще раз напомним, при выборе диаметра диска опытные специалисты рекомендуют придерживаться среднего варианта, так как диск это только часть колеса. Большую роль играет и сама шина. При этом следует помнить, что чем меньше профиль шины, те хуже она смягчает удары, которые затем передаются на диск.
Если же высота профиля большая, тогда ухудшается управляемость, особенно в поворотах. Также не рекомендуется ставить слишком большой диск колеса штампованный, так как железные диски неизбежно увеличивают неподрессоренные массы, увеличивается расход горючего, повышаются нагрузки на детали подвески, ходовой части и механизма рулевого управления.
Преимущества
Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.
Литые трескаются. Жесткость кованных дисков меньше, чем у литых, а упругие свойства существенно лучше. Поэтому часть ударных нагрузок, при попадании автомобиля в яму берет на себя кованый диск(за счет упругой деформации), уменьшая нагрузку на подвеску. Опытный водитель знает, как отличить кованые диски от литья, по ощущениям от вождения. На кованных дисках автомобиль идет мягче. Особенно это заметно на кочках и ямах.
На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.
Кованые диски можно править после любой ямы. За счет пластичности металла, в нем не образуется трещин.
Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.
Вылет колеса
Вылет колеса это расстояние от плоскости прилегания литого диска к ступице (то место от куда торчат шпильки или куда вкручиваются болты) до середины диска в поперечном срезе. При выборе литых дисков необходимо знать рекомендуемое производителем значение вылета (обозначается как ЕТ42, что переводится как 42 миллиметра между прилеганием и серединой). У всех машин для разных размеров дисков могут быть разные значения вылета. Отклоняться от них можно, но во первых может измениться поведение машины, а во вторых, при значительном отклонении, может возрасти нагрузка на подшипники колеса (ступичные подшипники).
Так же не стоит забывать, что при отклонении от вылета, собранное колесо может задевать за арку колеса, или элементы подвески. В любом случае желательно для начала примерить колеса, прежде чем приобретать их.
Бывает такое, что диски понравились, а вылет меньше, чем нужен. В этом случае можно прибегнуть к проставочным дискам. Если вы собрались использовать проставочные диски, не забудьте заменить колесные болты на более длинные, а если у вас шпильки, убедитесь, что гайка зайдет на шпильку используя все витки резьбы. Если гайка накрутилась на шпильку не полностью, такие проставки использовать нельзя — это не безопасно.