Пн-вс: 10:00—19:00 (перерыв 14:00—15:00)по предварительной записи: пн, вс
whatsapp telegram vkontakte email

Автомобильные лампы — типы, маркировка, назначение и внешний вид

Осветительные элементы в автомобилях и их крепежно-контактные системы разнятся в зависимости от нескольких факторов:

  • страна производитель автомобиля;
  • марка авто;
  • год выпуска модели;
  • назначение лампы в конструкции.

Таким образом, цоколи автомобильных ламп не взаимозаменяемы и замена сгоревшего осветительного прибора превращается в довольно-таки сложный процесс. Приходится разбираться в обозначениях, расшифровывать маркировку на конкретном элементе, и даже один и тот же тип лампочки разнится по рабочим характеристикам. Одновременно с этим отсутствие единого стандарта открывает возможности для автолюбителей, желающих не только заменить агрегат, но и проапгрейдить свой автосвет, что в простонародье именуется «колхозный тюнинг».

Лампочки по законам ГИБДД

Относительно законности таких мероприятий все далеко не однозначно, так как регулирующие органы запрещают вмешательство в конструкцию автомобиля. В принципе эти меры не беспочвенны, ведь большинство водителей стремятся достичь максимальной освещенности проезжей части, что идет в ущерб водителям встречного потока, которых слепит яркий свет. Ситуация противоречива, так как одной стороны, даже кратковременное ослепление встречными фарами может привести к потере управления, а с другой стороны, недостаточная освещенность дорожного полотна тоже повышает риск аварийности. На практике, единственный способ сделать дорогу перед машиной более различимой в момент засветки встречными фарами — это повысить яркость собственных.

В итоге все замыкается на погоне за яркостью и некоторые государства, в том числе Российская Федерация на законодательном уровне пытаются регулировать этот вопрос, поддерживая единый стандарт для уровня излучаемого света, степени боковой засветки и наличия четко выделенной границы между центральным и периферическим световыми пятнами. Однако, по статистике около 40% всех автомобилей в РФ имеют в конструкции фар лампы, не предусмотренные заводом производителем машины. В большинстве случаев это не является поводом для составления протокола о нарушении правил сотрудниками ГИБДД, так как визуально определить несоответствие агрегата ЭД (эксплуатационной документации) затруднительно.

С 1 июля 2021 года в РФ легальность любых внесенных в конструкцию ТС изменений, не предусмотренных эксплуатационными документами, будут оценивать в ГИБДД лабораторным методом в соответствии с ГОСТ 33670–2015. Это значит, что все желающие могут узаконить свой автотюнинг, если лабораторная экспертиза докажет безопасность внесенных изменений.

В Соединенных Штатах «законники» подобными вопросами, кстати, вовсе не заморачиваются и ездить разрешают с любыми примочками. В любом случае даже для установки оригинальной лампочки приходится ориентироваться в основных видах и модификациях автоламп, так как способы установки и крепления, а также источники питания для автосвета не унифицированы.

Лампы накаливания

Лампочка накаливания – это колба из стекла с вольфрамовой нитью, наполненная газом. Ток через электроды проходит в нить накала, она моментально разогревается, лампа накаливания начинает светиться. Чаще всего используется резьбовой цоколь, диаметр 14, 27 или 40 мм, светоотдача 9-19 Лм/Вт, существую модели для напряжение 220-230 В и 127 В. Для бытового использования доступны изделия с мощностью 25-150 Вт.

Вакуумные лампочки

Из самых первых лампочек накаливания откачивался воздух, чтобы предотвратить сгорание вольфрамовой нити под воздействием кислорода. Поэтому они назывались вакуумными. На данный момент такие лампы почти не изготавливаются (только очень миниатюрные). Вакуум заменяется смесью аргона с азотом, предотвращающей окисление вольфрамовой нити, но название сохранилось.

Преимущества современных ламп накаливания:

  • широкий выбор по мощности;
  • подключение к сети без дополнительного оборудования;
  • безопасность во время эксплуатации;
  • способность работать при низком напряжении в сети;
  • устойчивость к повышенному уровню влажности и низким температурам.

К недостаткам можно отнести хрупкость, короткий срок эксплуатации и потребление большого объема электроэнергии.

Криптоновые

В криптоновых лампочках вместо смеси аргона с азотом закачивается криптон. Этот газ продлевает срок эксплуатации за счет уменьшения испарения спирали. У этих изделий КПД выше, чем у вакуумных, температура света ближе к естественной.

Галогенные

В галогеновых источниках к аргону и азоту добавлен йод, бром, фтор или хлор. Дополнительные элементы не только не позволяют вольфрамовой нити испариться, но и возвращают молекулы на прежнее место. Свечение яркое белое, срок эксплуатации увеличивается в 4-6 раз. Основной недостаток – очень высокая температура колбы.

Виды галогеновых лампочек:

  • с резьбовым цоколем (для подключения к сети с напряжением 220 В);
  • линейные (для прожекторов на улице);
  • зеркальные низкого напряжения (для открытых светильников);
  • капсульные низковольтные (для монтажа декоративного освещения).

Для подключения низковольтных изделий требуется трансформатор, понижающий 220 в до 6, 12 или 24 В.

Преимущество галогенных источников:

  • компактные размеры;
  • повышенная светоотдача (до 25 лм/Вт);
  • срок эксплуатации до 4-х тыс. часов;
  • способность сохранить температуру свечения при снижении напряжения.

Для этих источников выпускаются разнообразные светильники:

  • настенные;
  • точечные потолочные (для подвесных конструкций);
  • встраиваемые в мебель;
  • подвесные;
  • фиксированные и поворотные.

Немного исторических фактов

Первые лампы головного света для автомобилей Карла Бенца в 1985 году представляли собой обычные керосинки.

Автомобильные лампы - типы, маркировка, назначение и внешний вид

К концу столетия на смену керосиновым источникам света пришли ацетиленовые фонари, аналогичные паровозным, работающие по принципу газовой горелки.

И только в 1910 на Cadillac и Rolls-Royce были установлены первые фары с привычным для всех рефлектором, питающиеся от аккумулятора и работающие по принципу лампочки Ильича.

С тех пор электрический источник энергии для ламп остается неизменным, что нельзя сказать о принципе их работы и конструктивных особенностях, влияющих на главные характеристики осветительных приборов.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Разновидности автомобильных лампочек по типу освещения

Кроме различия по типу соединения, автомобильные осветительные приборы различаются по типу освещения.

Обычные лампы накаливания

Такие лампочки широко применяются в быту. В качестве тела накала используется вольфрамовая или угольная нить. Чтобы вольфрам не окислялся, из колбы откачен воздух. При подаче электроэнергии нить разогревается до 2000К и обеспечивает свечение.

Ссылка на основную публикацию
Похожее