Владельцам ВАЗ-2107 предстоит переоборудовать и модернизировать автомобиль на собственный лад, если, конечно, есть желание усовершенствовать «железку» до возможного идеала. Это касается и дворников, которые показывают медленную цикличность движения.
Стеклоочиститель создан для тщательной чистки поверхности лобового стекла, поэтому если он работает неэффективно, заедает и тормозит, дорога впереди в дождь или метель становится трудно просматриваемой.
Функции дворников основаны на поступлении соответствующего питания и бесперебойной работе регулятора. Последняя деталь незаменима в конструкции дворников, поэтому каждому водителю ВАЗ-2107 желательно знать, где находится реле, чтобы устранить неполадки в нем можно было в любое удобное время.
Функции реле стеклоочистителя
Работают дворники на лобовом стекле благодаря электромотору, который подает напряжение 12В. Однако это слишком большая мощность, предполагающая весомую величину постоянного тока. Именно для снижения показателя постоянного тока в электроцепи устанавливают реле формата РС-514, регламентирующее периодичность движения дворников. Машина ВАЗ-2107 оснащена 2 вариантами движения стеклоочистителей – один возможен без перерыва, другой насчитывает паузу в 4 секунды.
Реле дворников на лобовом стекле в ВАЗ-2107, в частности, где находится, интересует многих автолюбителей, иначе починить стеклоочистители в некоторых случаях становится невозможным. Так вот, механизм размещен под торпедой слева с ориентиром на водительское кресло. Крепеж произведен прямо к кузову машины ВАЗ-2107, в качестве надежных фиксаторов выступают 2 винта, находящиеся под обивкой салона. При осмотре реле можно заметить, что к нему подходит проводка, на конце которой присутствует штекер для подключения приспособления.
Разъем, который отвечает за подключение штекера, размещается на панели с приборами около регулятора гидрокорректора фар. Чтобы осуществить ремонтные работы, необходимо достать его снизу. Если сомневаетесь, что выбрали нужный штекер, отключите его и проверьте, работают ли стеклоочистители.
Если рычаг находится в положении 1, но дворник не функционирует, механизм не включен.



Устройство
Общее устройство системы стеклоочистителя:
- Как всем известно, привод дворников в состояние «взмахов» различной быстроты осуществляет электромотор, в котором есть встроенный редуктор, а работает движок от постоянного тока. В якоре моторчика «встроены» три щетки, с помощью которых дворники ВАЗ 2110 работают в трех режимах. Частот скорости всего две: одна – для быстрого движения (например, во время ливня), вторая – медленно или в прерывистом режиме;
- Электрическая составляющая – это переключатель (под рулем); реле, включающее прерывистый режим; дополнительное реле; выключатель. Всю электросистему объединяют провода (в колодках) через термический биметаллический предохранитель. Причем как одно, так и другое реле, а также предохранитель F5 расположены в монтажной части, а биметаллический предохранитель с концевым выключателем – в редукторе электромоторчика;
- Непосредственно стеклоочистители. Важен их размер, а также материал, форма, устройство. Проверьте, скрипят ли уже установленные, исправен ли механизм, поводок, возможно, им нужна доработка;
- Механика. Это прежде всего – привод, который может сломаться.
Схема стеклоочистителя ВАЗ 2110


Из чего состоит реле стеклоочистителей
Реле дворников имеет вид коробочки, окрашенной в черный цвет, к которой подведен провод длиной 15 см. Если приняться за его разборку, внутри можно увидеть электрическую плату, где присутствуют компоненты электроники. Их собирают и подсоединяют друг к другу, учитывая схему, разработанную конструкторами, эта схема как раз поддерживает реле дворников в работоспособном состоянии.
Для лучшего понимания разберем по частям устройство реле стеклоочистителей:
- Электромагнитная катушка.
- Микроскопический контроллер формата ХП37.
- Конденсатор.
- Резистор.
Есть еще несколько резисторов, но они не так важны, как главный, находящийся около контроллера в правом углу устройства снизу. Плата включает подведенные 4 провода, которые осуществляют передачу сигналов от регулятора дворников ВАЗ-2107.
Как работает реле дворников
Дворники, установленные на лобовом стекле ВАЗ-2107, функционируют благодаря слаженной работе электромотора, реле, предохранителя, переключателя и питания 12В. После того как на электромагнитную катушку поступает ток при включенном состоянии стеклоочистителей, автоматически подключаются подвижный якорь, затем обмотка и наконец контакты замыкания, размещенные снизу и сверху.
Что происходит дальше:
- Якорь натягивается до середины, что позволяет разъединить контакты сверху и совместить контакты снизу.
- В начале катушки есть кронштейн, оснащенный биметаллической панелью, обмотанной тонкой проволокой, которая как раз передает ток.
- Ток способствует нагреву панели, после чего она размыкает контакты.
- Через некоторое время панель полностью остывает и занимает прежнее положение.
- Во время размыкания контактов в катушке уточняется ЭДС.
- Для пресечения электродвижущей силы в механизм встроен резистор, рассчитанный на 62 кОма.
Схема функционирования реле дворников в ВАЗ-2107 выглядит так:
- После подачи питания к реле, где контакты замыкаются во время ввода в действие катушки, электрический двигатель получает питание и начинает функционировать.
- Максимум через 3 секунды панель, сделанная из биметалла, нагревается и выключает поступление питания с мотора ВАЗ-2107.
- По возвращении щеток стеклоочистителей в обычное положение, панель остывает и снова начинает работу.
- Основной резистор, разделяющий самонаводящуюся ЭДС, формирует задержку, требуемую для определенной периодичности дворников.
ДВОРНИКИ ВАЗ 2107
Эксплуатация автомобиля происходит в разных климатических и дорожных условиях. Для безопасного и комфортного передвижения водитель должен иметь хорошую видимость дорожной обстановки, т. е. лобовое стекло всегда должно находиться в чистоте. Стеклоочистители (дворники) лобового стекла обеспечивают его механическую очистку от загрязнений и осадков, улучшая видимость и повышая уровень безопасности. Возможные неполадки этого механизма и способы их устранения рассмотрим более детально.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Работа дворников довольно проста и состоит из следующей последовательности действий:
- Водитель выбирает необходимый режим работы стеклоочистителей подрулевым переключателем.
- Посредством моторчика весь механизм очистки ветрового стекла приводится в действие.
- Дворники движутся по стеклу влево и вправо с выбранной скоростью, очищая поверхность.
- Когда в работе механизма больше нет необходимости, подрулевой переключатель возвращается в исходное положение.
Схема включения дворников и омывателя ветрового стекла ВАЗ 2107: 1 — термобиметаллический предохранитель; 2 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 3 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 4 — монтажный блок; 5 — выключатель омывателя в трёхрычажном переключателе; 6 — переключатель очистителя в трёхрычажном переключателе; 7 — реле очистителя ветрового стекла; 8 — выключатель зажигания;
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Стеклоочиститель ветрового стекла состоит из таких основных элементов:
- механизм рычагов (трапеция);
- электромотор;
- реле;
- щётки.
ТРАПЕЦИЯ
Одним из немаловажных элементов в механизме стеклоочистителя является трапеция. Практически на всех автомобилях эта деталь одинакова, а разница заключается лишь в способах крепления, размерах и форме элементов. Функционирование трапеции состоит в передаче вращательного движения от электродвигателя к дворникам, а также в обеспечении синхронного движения последних для качественной очистки стекла. Трапеция состоит из тяг, корпуса и шарнира.
Конструкция трапеции: 1 — кривошип; 2 — короткая тяга; 3 — шарнир тяг; 4 — валики механизма стеклоочистителя; 5 — длинная тяга
МОТОРЧИК
Электродвигатель стеклоочистителей ВАЗовской «семёрке» выполнен единым узлом с редуктором и является одним из основных звеньев рассматриваемого механизма. Моторчик состоит из статора с постоянными магнитами и якоря с удлинённым валом, на конце которого нарезан винт. Назначение этого узла — обеспечивать движение щёток по ветровому стеклу. Устройство считается надёжным и выходит из строя очень редко.
РЕЛЕ ДВОРНИКОВ
На классических «Жигулях» очиститель лобового стекла имеет два режима работы — быстрый и прерывистый с интервалом 4–6 секунд. Именно для обеспечения прерывистой работы предназначено реле-прерыватель РС 514. Включение дворников с задержкой используется во время мелкого дождя, когда слишком частая работа стеклоочистителей не требуется, а при полностью выключенном механизме стекло постепенно покрывается мелкими каплями осадков и нуждается в очистке. В общую проводку изделие подключается посредством четырёхконтактного разъёма. На ВАЗ 2107 реле-прерыватель расположено с водительской стороны на левой боковине под пластиковой обшивкой.
Реле дворников обеспечивает прерывистый режим работы механизма
ЩЁТКИ
Практически на всех легковых автомобилях используется две щётки стеклоочистителей ветрового стекла. На «семёрке» с завода устанавливаются элементы длиной 33 см. Поставить можно и более длинные щётки, но на электромотор будет возлагаться большая нагрузка, что приведёт не только к более медленной работе механизма, но и к возможному выходу моторчика из строя.
На ВАЗ 2107 с завода устанавливаются щётки длиной 33 см
Механическая часть
Она включает в себя:
- Собственно щетки — их рабочая часть сделана из резины и подвержена довольно быстрому износу;
- Трапеция — конструкция из металлических направляющих, они обеспечивают преобразование вращения электромотора в собственно работу дворников. Трапеция подвержена деформации и засорению сочленений.
Соответственно, из структуры узла стеклоочистителей, следует что все поломки относятся к двум группам:
Рассмотрим механические поломки
- Если после включения дворников, явно работает их электромотор, но при этом сами дворники не двигаются или конвульсивно дергаются, то причина этого — ослабление гайки, крепящей кривошип трапеции дворников к оси редуктора электромотора. Иногда эта гайка не просто ослабляется, а вовсе полностью скручивается.
- Дворники работают, но нарушается синхронность и ровность их движений. В этом случае причина поломки в так называемом «поводке». Ослабляется гайка, крепящая его.
Обе рассмотренные поломки исправляются простым затягиванием гайки, крепящей узлы дворников. Разумеется перед этим нужно поставить сами дворники (их механическую часть) в правильное исходное положение.
Электрические поломки бывают следующими
- Полностью не работает электромотор. После включения дворников не слышно его работы и сами дворники остаются без движения. Причиной этой поломки скорее всего будет зависание щеток электродвигателя — тогда их нужно вернуть в правильное положение. Реже происходит сгорание якоря — в этом случае придется полностью заменить и электромотор и редуктор (они продаются только в комплекте).
- Работы электромотора не слышно. Дворники также не двигаются. После их включения слышен лишь щелчок биметаллического предохранителя. Причиной этого в зимнее время практически всегда является примерзание щеток электромотора. Часто после этого при настойчивых попытках включения дворников перегорает биметаллический предохранитель или реже — сам якорь электромотора. Решить эту проблему в ее легком варианте можно простым оттаиванием щеток и удалением с них влаги. В случае же более серьезном — нужно заменить на новый предохранитель или сам электромотор.
- Дворники работают, но в прерывистом режиме они продолжают работать непрерывно. При этом нет звуков переменного вращения якоря электромотора. Эту проблему обычно решают простой заменой управляющего реле. Но прежде чем это делать нужно просто проверить и заново зачистить контакты концевого выключателя — они иногда окисляются или подгорают.
- Работа дворников осуществляется медленно и с остановками в непредсказуемых местах рабочего хода. Нижнее положение стеклоочистители не занимают совсем. В этом случае причиной чаще всего является концевой выключатель — нужно отрегулировать его путем подгибания контактов. В случае же продолжения некорректной работы придется полностью заменить электромотор.
Все работы по обслуживанию стеклоочистителей ВАЗ 2110 начинают с отсоединения минусовой клеммы АКБ. После этого отсоединяется жабо. Это делать желательно, так как значительно ускоряются все последующие операции.
Далее отвинчиваются крепежные болты и движением на себя снимают всю конструкцию дворников. Их установка осуществляется в обратном порядке.
Замена дворников
При ремонте электрической составляющей нужно сперва снять приборную панель, для получения доступа и возможной замены реле или предохранителя. После этого можно разобрать рулевую колонку — здесь находиться переключатель. Он тоже часто нуждается в замене (например из-за поврежденной изоляции).
Часто необходимо произвести полную замену дворников. Здесь нужно помнить следующее — дворники для всех годов выпуска ВАЗ 2110 идентичны и взаимозаменяемы. Если же будут использоваться какие-либо другие дворники (например иностранного производства), то нужно убедиться в совпадении их размеров. Длина дворников ВАЗ 2110 — ровно 20 дюймов (50,8 см). Не критичным будет их увеличение на 1 — 2 сантиметра. Но если размер дворников значительно больше, то неизбежен скрип во время работы, рывки и досрочный выход из строя. Причина этого — превышение допустимой масс-габаритной нагрузки.
НЕ РАБОТАЕТ ОМЫВАТЕЛЬ ЛОБОВОГО СТЕКЛА
Для удаления загрязнений с лобового стекла совместно со стеклоочистителем задействуется омыватель. Устройство разбрызгивает воду или специальную жидкость. Основными элементам этого механизма являются:
- бачок для жидкости;
- моторчик;
- форсунки;
- соединительные трубки.
Насос омывателя расположен в бачке и подает жидкость по трубкам к форсункам
В процессе эксплуатации автомобиля с омывателем могут возникать различные неполадки, которые приводят к отсутствию его работоспособности:
- выход из строя моторчика;
- перегорание предохранителя;
- перегибания трубок;
- поломка подрулевого переключателя;
- плохой контакт по цепи питания.
ПРОВЕРКА МОТОРЧИКА
Отсутствие работоспособности насоса омывателя легко проверить. Для этого достаточно открыть капот и потянуть на себя рычаг подрулевого переключателя, отвечающего за функцию подачи жидкости на ветровое стекло. В этот момент работа моторчика будет отчётливо слышна. Если же этого не происходит, то неисправность может быть вызвана как в самом насосе, так и в предохранителе либо другой части электрической цепи. Чтобы убедиться, что неполадка кроется именно в моторчике, щупами мультиметра замеряем напряжение при включении омывателя. Если напряжение есть, а насос не работает, то нужно позаботиться о его замене.
ВИДЕО: ПРОВЕРКА МОТОРЧИКА ДВОРНИКОВ НА «КЛАССИКЕ»
https://youtube.com/watch?v=9bxYTCDPOZc
ФОРСУНКИ
Если моторчик работает, а жидкость через форсунки не подаётся, то проблему выявить будет несложно, поскольку причин такого явления всего несколько:
- засор штуцеров форсунок;
- соскочила подающая трубка;
- перегибание трубки.
Определить неисправность можно при осмотре трубок от моторчика к форсункам. Если участков с перегибами нет и трубка не слетела, то причина кроется в засоре распылителей, которые можно прочистить швейной иглой и продуть компрессором.
Если моторчик и трубки омывателя находятся в исправном состоянии, то стоит прочистить форсунки при помощи иглы и компрессора
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ И МОНТАЖНЫЙ БЛОК
Целостность предохранителя проверяют таким же образом, как и для стеклоочистителей. За работу омывателя отвечает тот же защитный элемент, что и для дворников. Кроме предохранителя иногда перегорает дорожка в монтажном блоке, по которой подаётся питание на омыватель. В этом случае нужно разобрать блок предохранителей и восстановить токопроводящий элемент посредством пайки, предварительно зачистив дорожку от лака.
Иногда в монтажном блоке происходит перегорание дорожки, которую можно восстановить посредством пайки
ПОДРУЛЕВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ
К проверке подрулевого переключателя на ВАЗ 2107 стоит приступать в том случае, если предохранитель, моторчик и вся электрическая цепь, по которой подаётся напряжение к насосу, находится в исправном состоянии. Проводка в этом случае не должна иметь обрывов, оплавленной изоляции и других видимых повреждений. Чтобы проверить подрулевой переключатель будет достаточно только мультиметра. Отключив разъёмы от рассматриваемого устройства, соединяем щупы прибора в режиме прозвонки с двухконтактной колодкой. Если переключатель исправен, то в режиме включения омывателя прибор покажет нулевое сопротивление. В противном случае механизм придётся заменить.
ВИДЕО: ПРОВЕРКА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ
Устройство стеклоочистителя
Прежде чем отремонтировать неисправные дворники, требуется разобраться в их конструктивных особенностях. Основными составляющими элементами дворников являются:
- Электрический моторчик.
- Электрический насос омывателя.
- Предохранители.
- Реле управления.
- Выключатель трехпозиционный, которым осуществляется регулирование скорости работы щеток.
- Щетки.
Собственно вот на этом и основывается очищение лобового стекла от дождя, грязи и пыли в летнее время. Если не работают дворники ВАЗ 2107, значит, причину поломки необходимо искать в одном из перечисленных элементов. Каковы основные виды неисправностей, рассмотрим далее.
Возможные неисправности стеклоочистителя
Основными видами неисправностей можно назвать следующие причины:
- вышел из строя переключатель, что бывает в частых случаях;
- перегорел плавкий предохранитель, что могло произойти в результате перегрузки электромоторчика, попадании на него воды или перегрева проводки;
- плохой контакт цепи или его отсутствие;
- неисправность моторчика стеклоочистителя;
- поломка реле стеклоочистителя ВАЗ 2107.
Если поломка заключается в перегорании предохранителя, то заменить его будет мало, необходимо также отыскать истинную причину таких последствий. Далее рассмотрим основные виды неисправностей дворников на ВАЗ-2107 с подробным описанием их устранений.
Перестали включаться дворники
Если не работают дворники на ВАЗ-2107 в двух положениях переключателя, то причина скрывается вероятнее всего в перегорании предохранителя. Этот элемент находится на блоке предохранителей и служит для защиты цепи от перегрузок и коротких замыканий.
Проверить предохранитель – это первое, с чего необходимо начинать ремонт. Для проверки следует воспользоваться тестером, или просто поменять его на заведомо исправный и такого же номинала. В редких случаях могут окислиться контакты предохранителя, которые необходимо почистить и установить на место.
Стеклоочистители не функционируют в режиме прерывания
Если возникла ситуация, при которой очистители не функционируют в режиме прерывания, значит, поломку следует искать в реле дворников. Цикличность функционирования изделий обеспечивается замыканием и размыканием контактор управляющего реле. Для проверки пробуемподать питание на колодку реле. На практике это выглядит так:
- извлекается реле;
- переключателем, находящимся возле рулевого колеса необходимо включить переключатель дворников;
- используя тестер, необходимо проверить, имеется ли напряжение на клемме.
Если питание отсутствует, то требуется осуществить замену переключателя. Возможно причина в обрыве управляющей цепи, поэтому необходимо найти и устранить этот дефект. В случае, если питание имеется, но реле не срабатывает, значит необходимо его заменить. Реле ремонту не подлежит, поэтом его необходимо только менять.
Не функционирует электромотор очистителя
Если электродвигатель не работает, но при этом имеется напряжение на его контактах, тогда проблема в самом устройстве. Это может быть износ щеток или же выход из строя обмоток. Щетки изнашиваются с течением времени, а обмотка выходит из строя при перегрузке мотора. Данные изделия подлежат ремонту, но для того необходимо обратиться в мастерскую.
ДВОРНИКИ НА ФАРЫ
Некоторые владельцы «семёрок» для удобства пользования головным светом устанавливают дворники на фары. С помощью этих элементов отпадает необходимость постоянной очистки оптики от грязи вручную, что особенно актуально в дождливую погоду. Для внедрения механизма потребуется следующий перечень:
- двигатели фароочистителей 2 шт. (левый и правый);
- две переходные планки;
- поводки щёток;
- щётки;
- бачок омывателя с двумя насосами;
- пятиконтактное реле;
- проводка с колодками;
- электроклапан от «восьмёрки»;
- тройник и трубка омывателя около 2 м.
Что касается самих щёток, то их можно установить как от ВАЗ 2107, так и от ВАЗ 2105.
Основными элементами для оснащения фар дворниками являются моторчики, поводки, щётки, бачок с насосами, электроклапан, реле и проводка



