Назначение коммутатора
Коммутатор предназначен для прерывания электрического тока протекающего по первичной обмотке катушки зажигания, по сигналу с датчика Холла. В результате прерывания образуется ток высокого напряжения, поступающий на свечи зажигания.
Помимо этого коммутатор автоматически регулирует период накопления тока в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. А так же отключает подачу тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании.

Диагностика исправности устройства
Глубокую диагностику устройства рекомендуется проводить на специализированном сервисе. Профессиональный стенд позволит оценить состояние узла в различных режимах работы двигателя в диапазоне от 0 до 8000 об/мин. Производитель категорически не рекомендует проводить диагностику кустарными методами. Это опасно не только для электросистемы автомобиля, но и для того, кто пытается провести такую диагностику.
Если приборная доска машины оснащена вольтметром, а владелец авто знает, как проверить коммутатор ВАЗ, то для него доступен простой способ предварительной оценки работоспособности устройства. Одна из функций коммутатора — выключение питания катушки зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. При таком отключении напряжение в бортовой сети заметно повышается. Это означает, что для проверки работоспособности устройства следует вставить ключ в замок, повернуть его в положение зажигания, но не запускать стартер. В это время необходимо внимательно следить за показаниями на вольтметре.
Автомобильная система зажигания
Конечно, в автомобиле ВАЗ-2109, да и в других моделях, каждая система очень важна, ведь она выполняет свое основное предназначение, а выход из строя любой системы просто не позволит машине осуществляет свои функции. Поэтому в своем автомобиле нужно наблюдать за каждой системой, и, конечно, за системой зажигания, без которой силовой узел не сможет работать. Автовладельцы не должны рассматривать систему зажигания как отдельную деталь, так как она состоит из нескольких достаточно сложных комплектующих, а одним из самых важных является коммутатор.
Довольно часто владельцы машин задаются вопросом: как можно проверить коммутатор ВАЗ-2109 и реально ли с этой задачей справиться самостоятельно? С этими вопросами мы и попробуем далее разобраться.
Процедура проверки
При обнаружении одного или нескольких признаков «умирания» катушки или в случае невозможности запустить двигатель, следует обязательно проверить ее работоспособность. Это нужно для того, чтобы выяснить, какого характера поломка произошла, и, следовательно, приступить к ее устранению. Можно ли это сделать без приборов? Увы, нет. Разве что сразу заменить катушку на заведомо исправную. По меньшей мере достаточно будет иметь обычный мультиметр. Такой тестер необходимо держать в машине обязательно – стоимость его почти символическая.
В целом проверка делается сравнительно легко. Достаточно выполнить нижеописанные действия, а с этим справится даже совсем неопытный автолюбитель.
В первую очередь требуется осмотреть сам узел зажигания. Если двигатель вообще не заводится, то нужно выяснить, есть ли искра. Поступить необходимо так:
- отсоединяют от трамблера основной провод (расположен по центру);
- подключают к нему свечу;
- удерживая ее плоскогубцами, прикладывают к корпусу мотора либо к прерывателю;
- включают зажигание.
При отсутствии искры вывод один – отказ в катушке. Далее необходимо выяснить, подается ли на нее электричество.
Проверку осуществляют мультиметром. Один его щуп прикладывают к выводу «Б» на катушке, второй – к массе. При отсутствии напряжения после включения зажигания – неисправность ищут непосредственно в замке.
Кроме этого, разрешается еще запитать катушку по аварийной схеме. Здесь провод от плюсовой клеммы батареи присоединяют к контакту «Б». В этой ситуации можно быть совершенно уверенным – напряжение подается. Однако когда и эти действия не привели к возникновению искры, придется протестировать первичную обмотку на целостность.
- отсоединяются проводки, расположенные по ее бокам (они низковольтные);
- мультиметр выставляется на Омы и измеряется сопротивление;
- таким же образом позванивают и вторичную обмотку.
Какие признаки укажут на неисправность коммутатора
Самый очевидный признак неисправности коммутатора – это потеря так называемой искры, а также перебои в работе двигателя, к примеру, он может начать плохо заводиться и быстро глохнуть даже после прогрева.
Менять коммутатор из-за потери искры сразу не рекомендуется, так как такую неисправность порой вызывают и другие автомобильные комплектующие, которые выходят из строя:
- датчик Холла;
- разрыв ремня ГРМ;
- плохой контакт в распределителе;
- поломка катушки зажигания. Если неисправность будет обнаружена именно в этом элементе, то, по мнению специалистов, катушку нужно заменить, а не тратить время на ее починку.
Если диагностика вышеописанных комплектующих подтвердит их исправность, придется приступить к проверке более сложного устройства, которое называется коммутатором.
ГИБРИДНЫЕ КОММУТАТОРЫ
Их следует разобрать немного подробней. Система кулачкового коммутатора зажигания, схема которого приведена выше, использует кулачковый трамблер и электронный коммутатор с катушкой. Применение элементов электронного зажигания значительно повышают экономичность данного устройства и увеличивают его надежность. Вместо датчика Холла к коммутатору подключаются кулачки. Их можно подсоединить и своими руками.
Удобство применения этой схемы характеризуется тем, что при выходе из строя коммутатора можно переключить провода на старую катушку и дальше можно ехать на кулачковом зажигании.
Самостоятельная проверка коммутатора
Чтобы проверить работу коммутатора своими силами, потребуются набор обычных автомобильных ключей. Мультиметром и специальной лампочкой замеряется номинальное напряжение, показатель которого должен быть не более 12 В.
Самостоятельно проверить дееспособность коммутатора довольно просто, если выполнять это мероприятие поэтапно:
- Аккумуляторную батарею нужно отключить от питания, чтобы не допустить замыкания проводки.
- Используя ключ размером на 8, отвинчивается крепеж с провода, который идет к катушке зажигания. Найти этот проводок довольно просто по маркировке «К».
- Отсоединенный провод нужно соединить с контрольной лампочкой и зажимом, у которого имеется такая же маркировка «К».
- Далее следует подсоединить этот провод к аккумуляторной батарее.
- После включения автомобильного стартера нужно понаблюдать за так называемым поведением контрольной лампочки. Если коммутатор исправен, лампочка будет периодически включаться и выключаться, а если никаких действий она не станет производить, то устройство впору считать недееспособным, и его понадобится заменить.
На этом процесс проверки коммутатора считается законченным, и, как многие могут убедиться, он весьма прост и понятен. Поэтому не стоит сразу обращаться за решением этого вопроса на СТО и тратить при этом довольно внушительную сумму денег. В первую очередь стоит попробовать проверить это устройство самостоятельно, а если все же возникнут трудности, то можно в любой момент посмотреть обучающее видео на интернет-ресурсе, которое проводят настоящие мастера своего дела.
Если же автовладелец ВАЗ-2109 будет сомневаться в исправности элемента, то лучше всего проверить его работу на контрольно-проверочном стенде, который предусматривается на каждой станции технического обслуживания. С помощью такого стенда проверяется не только дееспособность коммутатора, но и продолжительность импульса, который вырабатывается этим устройством.
Внешний вид
В системах зажигания с вариатором причиной является низкая надежность последнего. А насчет пококетничать, могу привести пример из жизни.
И вот приставьте себе такую картину ГАЗ ну скажем после года выпуска там конечно же зажигание без добавочного резистора Датчик-распределитель имеет корпус, крышку, валик, датчик синусоидального напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор.
Обычные автопровода с центральной жилкой — паутинкой в этом смысле не лучше. Аварийный вибратор рис.
Применение контактно-транзисторных систем зажигания позволяет: получить большие выходные напряжения за счет увеличения силы тока в первичной обмотке и уменьшить электрическую нагрузку контактов прерывателя; увеличить зазор между электродами свечей до О,85…1,0 мм, что дает возможность работать на обедненных рабочих смесях и за счет этого уменьшить токсичность выхлопных газов; облегчить пуск и увеличить надежность работы двигателя на малых и больших частотах вращения; увеличить долговечность контактов прерывателя; уменьшить средние эксплуатационные расходы топлива. Мощное зажигание за небольшие деньги Электрика Как известно, стандартное контактное зажигание Уралов и Днепров мало кого устраивает.
Читайте дополнительно: Выключатель двухклавишный
Новые записи в блогах
Заменить коммутатор Естественно, искра таких катушек в два раза слабее «оригинальной» катушки. Снимите с датчика-распределителя пластмассовую крышку. АКБ; 9.
Распределение по цилиндрам идет в порядке Проверить его можно подключив к нему лампочку, которая загорится при включении зажигания. Пришлось крутить «ручкой» — «таскать» желающих не нашлось. В момент размыкания контактов исчезающее магнитное поле первичной обмотки трансформатора ИТ пронизывает нитки вторичной обмотки ИТ и индуктирует в них ЭДС, которая создает на эмиттерном переходе транзистора обратное отрицательное напряжение, способствующее быстрейшему запиранию транзистора. При полном отсутствии детонации необходимо увеличить угол опережения зажигания поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке.
ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
Заменить коммутатор В случае импульсных повышений напряжения конденсатор С2, заряжаясь, предотвращает перенапряжение транзистора и протекание через него большого разрушающего тока.
В то время как автомобильное зажигание работает со свечным зазором 0,,0мм, потому как в этой системе большее пробивное напряжение. Техническое обслуживание Проверьте затяжку гаек низковольтного разъема датчика-распределителя, крепление соединительных проводов. Зажигание ЗиЛ 4331 часть 2
Как проверить коммутатор ВАЗ 2109
Коммутатор – та самая часть системы зажигания автомобиля, которая легко может выйти из строя, но сложна в диагностике. Так ли это на самом деле – узнаем на примере автомобиля ВАЗ 2109. Рассмотрим, для чего он нужен и как его проверить в случае неисправности системы зажигания.
Назначение коммутатора ВАЗ 2109
Коммутатор представляет собой электронный блок, который отвечает за программирование и управление системой зажигания автомобилем. Его основой является известная микросхема L497, которая применяется для управления транзисторами.
Преимущества использования коммутатора перед обычным контактным зажиганием – это надежность, так как электроника позволяет облегчить пуск двигателя даже при самых низких температурах, что указывает на хорошее искрообразование. Кроме того, коммутатор надежно закреплен, что обеспечивает бесперебойность его работы.
При грамотной настройке коммутатора, можно увеличивать частоту вращения и скорость коленчатого вала двигателя и прямо влиять на его тяговые свойства. Правильная работа коммутатора обеспечивается за счет применения датчика Холла, установленного на трамблере двигателя.
Признаки или симптомы неисправности коммутатора?
Пожалуй, основным симптомом поломки блока можно назвать отсутствие искры при запуске двигателя. Это происходит следующим образом: стартер успешно вращает двигатель, но воспламенения смеси не происходит. Двигатель не подает вообще совершенно никаких признаков жизни. Свечи, как правило, мокрые и быстро выходят из строя.
В первую очередь, проверяют все остальные элементы системы – это бронепровода, датчик Холла, катушка зажигания и свечи. Кроме того, необходимо обязательно убедиться в исправности системы ГРМ. Если все в порядке, самое время проверить коммутатор на автомобиле ВАЗ 2109.
Как проверить коммутатор?
Для начала нужно узнать кое-какие характеристики устройства, чтобы не допустить ошибок при диагностике.
- Напряжение устройства находится в пределах от 6 до 16 Вольт
- Рабочее (стандартное) напряжение – не менее 13,5 Вольт
- Коммутационный ток – 7,5-8,5 Вольт
- Гарантия хорошей искры при оборотах от 20 до 7000.
Именно это характеризует хорошую работу устройства. Если хотя бы один из этих пунктов отсутствует, значит коммутатор пришел в негодность. А теперь о проверке устройства.
Для начала нужно взять ключ на 8 и открутите гайку крепления провода контакта «К» на катушке зажигания. Как правило, он имеет коричневый цвет. Постарайтесь не допускать его соприкосновения с корпусом автомобиля, так как это может привести к короткому замыканию.
Теперь нужно взять контрольную лампу на 12 Вольт и присоединить один ее конец к контакту «К», а второй к коричневому проводу. Обеспечьте хороший контакт – это будет залогом грамотной диагностики проблемы.
Сделайте так, чтобы лампу было видно из салона автомобиля. Сядьте за руль, включите зажигание и попробуйте завести двигатель. Если во время проворачивания двигателя стартером лампочка моргает, значит, коммутатор исправен. Если лампа вообще не загорается, значит, устройство подлежит замене.
При наличии малейших сомнений в исправности устройства, можно отвезти его на станцию технического обслуживания. Там имеется специальный стенд, который не только определит работу коммутатора, но и измерит длину импульсов и сравнит их с номинальным значением. Высокоточные приборы позволяют провести более широкую диагностику, однако это стоит не малых денег.
К счастью, стоимость нового устройства не так высока – всего 300-400 рублей. Рекомендуется возить запасной коммутатор в бардачке автомобиля. Это поможет избежать многих неприятностей в случае внезапной поломки устройства. Желаем удачи на дорогах!
Альтернативные способы диагностики
Когда на приборной доске нет вольтметра, из положения можно выйти, сделав все своими руками. Для этого понадобятся лампочка на 12 В и два метровых провода с зачищенными концами. Схема выполнения работ по диагностике такова:
- отключите аккумулятор, обесточьте электросистему;
- ключом на 8 выкрутите гайку и снимите провод с клеммы катушки зажигания с маркировкой «К», этот провод имеет коричневый цвет и идет к зажиму с маркировкой «1» на коммутаторе;
- подключите этот провод к одному из проводов контрольной лампы;
- другой провод контрольной лампы подключите к зажиму «К» на катушке зажигания;
- подсоедините аккумулятор;
- включите стартер двигателя и наблюдайте за состоянием лампы. Если лампа горит мигающим светом, устройство исправно. Если лампа не горит — устройство вышло из строя.
Существует еще один простой и надежный способ выявить неисправность устройства. Для этого надо установить заведомо исправный коммутатор, завести автомобиль и проверить работоспособность системы во всех режимах. Если система работает штатно, то дело было именно в поломке этого устройства, а когда имеют место те же сбои — коммутатор ни при чем.
Недостаток метода в том, что надо иметь с собой запасной работоспособный коммутатор. Хотя это разумно для долгого путешествия в малолюдных местах, но является экзотикой в обычных поездках по городу.
Ваз 2109 — проверка и замена коммутатора
Установленный на автомобиле ваз 2109 коммутатор напряжения отвечает за подачу управляющих импульсов на катушку зажигания. Полную проверку коммутатора необходимо проводить на специальном стенде, что позволит определить длительность подаваемого импульса. В домашних условиях, используя контрольную лампу можно определить только наличие импульса или его отсутствие.
Коммутатор расположен в подкапотном пространстве на перегородке кузова, разделяющей моторный отсек и салон автомобиля. Для проверки и замены подготовьте стандартный набор инструментов, так же потребуется контрольная лампа штатного напряжения 12 В.
Проделайте следующую последовательность действий:
- В первую очередь необходимо обесточить автомобиль, отсоединив клемму «минус» от аккумуляторной батареи.
- Далее ключом на восемь отверните гайку и отсоедините от катушки зажигания от клеммы «К» красно-коричневый провод, который идет к клемме «1» коммутатора.
- Теперь подсоединяем данный провод через контрольную лампу к своей клемме «К» катушки зажигания и подключив аккумуляторную батарею, включаем стартер двигателя. Лампа должна замигать, что будет говорить об исправности коммутатора, который подает управляющий импульс на катушку. Если лампа не замигала, значит производим замену коммутатора.
Перед тем, как проводить демонтаж, отсоедините аккумулятор.
- Отожмите пластиковый фиксатор и отсоедините колодку с питающими проводами.
- Отверните два винта крепления коммутатора к кузову автомобиля и снимите его в сборе с алюминиевым радиатором, который необходим для охлаждения.
- Установку нового выполните в обратной последовательности.
На этом ремонтные работы по проверке и замене коммутатора ваз 2109 завершены. В процессе эксплуатации автомобиля периодически производите чистку радиатора, так как он сильно нагревается.
Как заменить коммутатор системы зажигания на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Снятие: 1) Сперва скиньте «минусовую» клему с аккумулятора. (Как это сделать, вы сможете прочитать в статье: «Замена аккумулятора», в «первом» пункте)
2) Затем от коммутатора рукой отсоедините колодку проводов.
3) Следом гаечным ключом отверните две боковых гайки, которые крепят коммутатор к кузову автомобиля.
Примечание! Под левой гайкой будет располагаться клема «массы», и поэтому когда гайка будет откручена, отсоедините эту клему от коммутатора!
4) И в завершение операции, когда колодка будет отсоединена, а две боковых гайки будут вывернуты, снимите коммутатор с автомобиля.
Установка: 1) В начале установите новый коммутатор на своё место, и после чего заверните боковые гайки его крепления.
Примечание! Перед тем как вы начнёте заворачивать левую гайку, установите на то место где она будет завёрнута сперва клему «массы», и уже только после это закрутите левую гайку крепления!
2) Следом вставьте колодку проводов, в разъём нового коммутатора.
3) И после чего в завершение, установите клему «минус» которую вы снимали ранее, на аккумулятор.
Проверка коммутатора системы зажигания на исправность:
1) Для этого сперва отсоедините клему «К», от катушки зажигания, отвернув для этого гаечным ключом гайку, которая её крепит. (Обязательно в конце статьи прочтите пункт «Важно»).
2) Далее при помощи контрольной лампы, которая рассчитана на «12 Вольт», мощностью «3 Вт», проверьте катушку на исправность для этого:
- В начале подсоедините ранее отсоединенную клему, к контрольно лампе.
- И после чего другой контакт который идет от контрольной лампы, подсоедините на место клемы «К», на катушке зажигания.
- А далее проворачивая двигатель стартером, проверьте загорается ли лампа или же нет.
Примечание! Если не загорается, то в таком случае замените катушку зажигания на новую!
Важно! На самых первых катушках зажигания вместо маркировки «К» рисовалась маркировка «+», и поэтому если на вашей катушке так и есть, то в таком случае отсоедините провод рядом с которым стоит маркировка «+» а не «К»!
Признаки поломки коммутатора
В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать неприятные симптомы, свидетельствующие о неисправности системы зажигания.
Возможной причиной этого может быть некорректная работа коммутатора. Вот наиболее распространенные симптомы, которые должны навести на мысль о возможной поломке этого прибора:
- Не получается завести двигатель. При работающем стартере отсутствует искра.
- Двигатель заводится, нормально работает на низких и средних оборотах, но раскрутить его на высоких оборотах не получается. Двигатель не работает на полную мощность.
- Автомобиль глохнет, трогаясь с места, хотя на холостых оборотах работает стабильно.
- Двигатель заводится, но долго не работает, тут же глохнет.
- Двигатель начинает работать нестабильно – «троить», достигая определенного уровня оборотов. На холодную может заводиться вполне нормально.
- Двигатель периодически, без какой-либо закономерности, может глохнуть, затем опять работать нормально. Загорается датчик разрядки аккумулятора. Стрелка тахометра показывает резкие перепады количества оборотов.
Совет: Признаки неисправности системы зажигания могут возникать не только из-за коммутатора, но и вследствие поломки других узлов. Замена коммутатора при вышеперечисленных симптомах не всегда помогает устранить поломку. Поэтому диагностику системы зажигания желательно производить комплексно, поэтапно проверяя исправность всех составляющих.
Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания
Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке
Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.
Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.
Устройство и неисправности коммутатора
Коммутатор ВАЗ 2109 — это один из ключевых элементов системы зажигания автомобиля. Устройство предназначено для коммутирования импульсов тока необходимой амплитуды и продолжительности в первичной обмотке катушки зажигания в зависимости от управляющих импульсов датчика Холла. Оно также стабилизирует ток от 6 до 18 В, защищает полупроводники от перегрузок и обеспечивает отключение системы зажигания при остановке двигателя.
Корпус предусматривает соединение с массой через радиатор. При работе устройства через его радиатор выделяется значительное количество тепла. При эксплуатации следует регулярно очищать радиатор от всевозможных загрязнений для сохранения теплоотдачи.
Признаки неисправности коммутатора могут проявляться следующим образом:
- когда происходит включение стартера, двигатель не заводится, искра на свечах отсутствует;
- мотор заводится, но вскоре глохнет на холостом ходу;
- мотор работает неустойчиво, искра временами пропадает.
Неисправность коммутатора ВАЗ не единственная возможная причина появления таких симптомов. Такие признаки можно наблюдать, когда вышел из строя трамблер или произошла потеря контакта.
Чтобы грамотно произвести ремонт, необходима тщательная диагностика.
Что есть такое коммутатор и зачем он нужен?
Если быть проще, то коммутатор — это некий модуль (по фен-шуй — модуль DC CDI либо AC CDI) в котором накапливается электрическая энергия, которая в нужный момент в виде импульса подается на катушку зажигания, где многократно умножается и в виде электрической искры проскакивает между электродами свечи зажигания.
Коммутатор скутера выглядит примерно так
В зависимости от типа коммутаторов, энергия необходимая для формирования икры может накапливаться в коммутаторе двумя способами:
- На коммутаторах типа AC CDI — энергия необходимая для образования искры на свече зажигания сначала формируется в высоковольтной катушке генератора и затем, в виде переменного тока поступает в коммутатор, где накапливается в конденсаторе и в нужный момент в виде импульса поступает на катушку зажигания
- На коммутаторах типа DC CDI — энергия необходимая для образования искры на свече зажигания в виде постоянного тока поступает непосредственно с аккумуляторной батареи, где преобразуется в переменный ток, многократно умножается по вольтажу и поступает на конденсатор
Потроха
Катушки питания коммутатора на генераторе выглядят примерно так. На некоторых моделях генераторов их две, на некоторых всего одна
Для прохождения искры в нужный момент в конструкцию генератора и иже с ним коммутатора внесен магнитоиндукционный датчик (по-колхозному — «датчик холла»). Магнитоиндукционный датчик по сути представляет из-себя обычный генератор переменного тока, только в миниатюре.
На внешней стороне ротора генератора есть небольшой выступ при прохождении которого возле датчика — в обмотках датчика формируется небольшой знакопеременный импульс, который поступает на тиристор коммутатора — тиристор открывается и энергия накопленная в конденсаторе поступает на катушку зажигания
Датчик
Регулировка БЗС
Регулировка зажигания ВАЗ 2107 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером.
Процесс установки БЗС Ваз 2107
Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы
Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии
В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.
Источники:
