Пн-вс: 10:00—19:00 (перерыв 14:00—15:00)по предварительной записи: пн, вс
whatsapp telegram vkontakte email

Что такое докатка – зачем нужно запасное колесо для машины

В комплект любого современного автомобиля входит много разных элементов, которые могут пригодиться, когда ситуация потребует от водителя экстренных мер. Так, в багажнике авто должен находиться буксировочный трос (о его выборе рассказывается здесь) и набор инструментов (что должно в него входить, описано в отдельном обзоре).

Еще один важный элемент, который может выручить в экстренной ситуации, это запасное колесо. С его помощью водитель избежит дополнительных растрат на эвакуацию транспортного средства при помощи специально оборудованного автоэвакуатора.

Рассмотрим, чем отличается классическое колесо от докатки, а также как используется запаска в случае отдельных типов автомобилей.

Что такое докатка?

Докатка это та же запаска, только в данном случае производитель позаботился об экономии пространства в багажнике машины. Это небольшое колесо, для производства которого используется сталь. Его размер подбирается в зависимости от разболтовки и диаметра используемых колес.

Иногда в докаточном колесе используются облегченные материалы, а внешне оно выглядит, как полноразмерный тип диска, установленный на оси. Но чаще всего этот диск имеет меньшую толщину, что позволяет сэкономить место в багажнике, когда колесом не пользуются.

Докатка вместо запаски. Особенности вождения на докаткеДокатка вместо запаски. Особенности вождения на докатке

НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ЗАПАСКУ ДОКАТКУ НА АВТОМОБИЛЬ ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕОНИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ЗАПАСКУ ДОКАТКУ НА АВТОМОБИЛЬ ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО

Докатка со складываемой боковинойДокатка со складываемой боковиной

Как подобрать докатку на автомобиль

Во время поездок на автомобиле одной из самых распространенных проблем является пробой колеса. Гвозди, саморезы, стальная проволока, случайно оказавшаяся на дороге запросто могут проколоть резиновую шину. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с пробитым колесом становится невозможной и опасной.

Проблема с пробитым колесом возникла практически сразу с появлением самого автомобиля. Сначала водителям приходилось достаточно нелегко, ведь в случае пробоя ему приходилось снимать поврежденное колесо, разбортировать (снять шину и камеру с диска), заделать отверстие в камере, собрать все обратно, накачать воздухом и установить на место.

Поэтому появление на авто дополнительного колеса в полностью собранном виде «пришлось по душе» всем автомобилистам. Даже одно время многие автопроизводители вовсе оснащали свои авто двумя запасным колесами.

Практика оснащения автомобиля запасным колесом, оказалась полезной и дожила до нашего времени. Все современные автомобили комплектуются ими. Благо мест, где запаску можно хранить на автомобилях оказалось предостаточно:

Но постепенно возникла одна проблема – полноразмерное дополнительное колесо занимает много места и осложняет работы по замене. Полноразмерное – это колесо, которое по своим габаритным параметрам полностью соответствует рабочим, установленным на оси.

Для внедорожников этой проблемы практически нет, так как у них запаска чаще всего закреплена снаружи кузова. А вот для малогабаритных городских автомобилей у которых дополнительное колесо установлено либо в багажнике, либо в подкапотном пространстве полноразмерное колесо может «съесть» много места, а у таких машин его и так «не густо».

Зачем она нужна?

О необходимости запасного колеса не задумывается ни один опытный водитель. Мало приятного, когда прокололась шина, а дальнейшее передвижение невозможно из-за того, что нечем заменить испортившееся колесо. Некоторые автомобилисты в наборе инструментов держат специальный ремкомплект на случай пробоя (в народе они называются шнурки для шин). Но не всегда этот комплект может спасти.

Например, с его помощью устраняется только прокол, но порез или деформация диска в дороге никак не отремонтировать. По этой причине аварийный комплект обязательно должен включать и запаску. Замена колеса не займет много времени, конечно, если машина укомплектована домкратом.

При поломке колесо меняется на докатку, которая позволит добраться до ближайшего шиномонтажа. В некоторых ситуациях шина может полностью испортиться (автомобилист не заметил пробой, и проехал некоторое расстояние, из-за чего резину просто порезало диском), а заранее подготовленная запаска позволит беспрепятственно доехать до магазина.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса

С каждым автомобилистом на дороге могут случиться непредсказуемые ситуации. И если некоторые можно решить быстро, то с другими придется прилично повозиться. Например, лопнувшее колесо — самая распространенная проблема на дороге. В таком случае, приходится ставить запасное, но что делать, если его нет? Тогда на помощь приходит докатка.

Докатка — это своеобразный костыль, который помогает докатить автомобиль до ближайшего сервиса для замены колеса. Не все автомобилисты знают, сколько вообще можно проехать на таком колесе. Рассмотрим детально, что собой представляет этот элемент и в каких случая может пригодиться. Докатка — это любое запасное колесо, которое отличается размерами шины и диска от стандартного колеса, устанавливаемого на транспортное средство. Заметим, что модель шины должна совпадать с основным комплектом покрышек. Как правило, производители применяют именно докатку, а не запасное колесо, чтобы сэкономить пространство в багажнике и сделать автомобиль более дешевым.

Но не у каждой машины сегодня предусмотрена докатка. Например, на автомобилях в Европе намного чаще можно встретить в багажнике докатку или полноценное запасное колесо, чем в России. А вот компании из Японии, Кореи и Китая предпочитают применять полноценное пятое колесо, еще и дополняют его легкосплавным диском. Это адаптация к тем условиям, где планируется эксплуатировать транспорт. Понятно, что на запасном колесе можно ездить сколько угодно. Однако, это относится только к теплому времени года. Как правило, запасное колесо укомплектовано летней резиной. А если поставить такое колесо зимой, то оно на полном праве будет являться докаткой. Даже водитель без опыта почувствует что-то неладное в поведении транспорта. Поэтому, если планируется использовать докатку в зимний период, нужно учитывать некоторые правила.

Если до сервиса, где можно заменить колеса, долго ехать, то докатку следует ставить на заднюю ось, даже если придется переставлять колеса. Точно такое же положение относится к машинам с системой заднего привода. Заметим, что все докатки, применяемые в автомобилях, могут различаться. От типа зависит давление внутри шины. Как правило, этот параметр указывается на табличке. Иногда она располагается на самой шине. Некоторые производители укладывают в багажник запаску с шиной, ширина которой приблизительно равна обычной покрышке. Она дополняется стальным диском, диаметр которого меньше установленного диска. Это колесо берется от этой же модели в базовой комплектации. Внешне запаска может совпадать с колесами, но параметры высоты и ширины разные.

Еще одна разновидность докатки — колесо со стандартным диском и шиной с невысоким протектором. С таким элементом нужно быть более осторожным особенно зимой. Даже если поставить колесо на заднюю ось, автомобиль может легко занести. Водители в России больше всего ненавидят докатки европейского типа. Они очень тонкие и узкие. Такое колесо следует ставить на заднюю ось вне зависимости от того, какая погода стоит на улице. Кроме того, в докатке должно быть давление на уровне 4.2-4.5 бара. Главное правило при эксплуатации элемента — не превышать допустимый скоростной режим на уровне 80-90 км/ч.

Итог. Докатка выручает водителя, когда нужно доехать до ближайшего сервиса для замены колеса. Однако, в разных автомобилях могут применяться разные элементы.

История происхождения

Когда появились первые автомобили, возникла необходимость в таком элементе, как запасная шина. Кстати, эта идея пользовалась популярностью еще и в велоспорте, когда велосипедист участвовал в соревнованиях с двумя запасными шинами наперевес.

Причина, по которой автопроизводители оснащали запаской свою продукцию, являлись плохие дороги. Чаще всего транспорт передвигался по грунтовке или брущатке. Нередко на таком покрытии могли находиться разные острые предметы, например, гвозди или металлические частицы.

Первопроходцем в использовании запасок на транспортных средствах была американская фирма Thomas B.Jeffrey. Несмотря на то, что она просуществовала всего четырнадцать лет (1902-16гг.), различный транспорт, а особенно модели Rambler, пользовался большой популярностью.

Эксплуатация тех автомобилей упрощалась тем, что пробитое колесо можно было заменить в считанные минуты. Работа была настолько проста, что с задачей мог справиться даже новичок. Если автомобилист умел ремонтировать шины, он мог это сделать в спокойной домашней обстановке, вместо того, чтобы сидеть на обочине.

Данную идею переняли и другие автопроизводители. По этой причине автомобиль с одним, а в некоторых случаях даже с двумя, запасными колесами был привычным явлением. Первоначально запаска фиксировалась по сторонам от моторного отсека.

Впоследствии для удобства в доступе к подкапотному пространству, а также из соображений в повышении аэродинамики этот элемент перекочевал на внешнюю часть кузова со стороны багажника. Когда проходила Вторая мировая война, использовать запасные колеса в Соединенных Штатах нельзя было, так как страна испытывала дефицит резины.

Ссылка на основную публикацию
Похожее