- 14 Июля, 2019
- Автомобильное право
- Оксана Сергеева
Любой водитель на дороге сталкивается с ситуацией, когда для продолжения движения ему необходимо обогнать транспортное средство. Не всегда это можно сделать с левой стороны. В связи с этим возникают вопросы. В каком случае разрешен обгон справа? Можно ли совершить маневр, заезжая на тротуар, велосипедную дорожку? Опасно ли такое перестроение, может ли возникнуть аварийная ситуация? Какие штрафные санкции предусмотрены законом за подобный маневр?
Начинающие водители часто интересуются, обгон справа запрещен или нет? Недопонимание бывает связано с неправильной расшифровкой терминов. Связано это с тем, что до 2010 года в ПДД не существовало понятия «опережение». Если водитель не разграничивает эти термины, то возможны с его стороны нарушения ПДД. А это в свою очередь может привести к созданию аварийной ситуации. Неоднократно работники ГБДД отмечали, что возникает большое количество спорных ситуаций в связи с незнанием этих терминов водителями.
Разберемся в терминах
Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения, и возвращение на ранее занимаемую полосу. Маневр производится по левой стороне. Такого понятия, как обгон справа в ПДД не существует.
Это один из самых сложных и опасных маневров при движении. Именно при нарушении правил обгона возникает большое количество ДТП с летальным исходом. Поэтому в ПДД предусмотрены жесткие требования к водителю, выполняющему такой маневр.
Для выполнения безопасного обгона нужно:
- оценить скорость движущегося впереди автомобиля;
- проанализировать состояние дорожного покрытия: насколько оно влажное, скользкое, сухое;
- оценить скорость автомобиля, который идет навстречу;
- знать возможности своего автомобиля.
Перестроение на дороге не должно создавать помех для других участников движения. Если существует хотя бы небольшая вероятность возникновения аварийной ситуации, то от маневра необходимо отказаться, так как он может стать причиной ДТП. Водитель должен знать, что правила движения обгон справа не предусматривают.


Опережение или обгон
Автомобильный обгон, согласно обновленным правилам, это то же опережение транспортного средства с одновременным перемещением на полосу встречного движения и с последующим возвращением на свою обычную полосу.
Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто.
Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.
Существует также такое распространенное понятие, как перестроение. Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.
Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.
Обгон справа по ПДД 2021 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.
Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения. Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.
Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

Расшифровка термина «опережение»
Опережение – это маневр, при котором транспортное средство обгоняет другое, при этом, не выезжая на полосу встречного движения.
такое перестроение выполняется проще, реже приводит к авариям и может быть выполнено почти в любой момент. Тем не менее есть несколько случаев, когда опережение запрещено.
Выполнять опережение нельзя:
- на пешеходном переходе;
- на железнодорожном переезде;
- на мостах и в тоннелях;
- на участках дороги с плохой видимостью.
Существует два вида маневра:
- без смены полосы движения, когда транспортное средство за счет скорости обгоняет автомобиль;
- с выездом на соседнюю полосу движения, при этом она не должна быть встречной.
Нужно помнить о том, что если транспортное средство выезжает на другую полосу, опережение должно осуществляться по левой полосе.
Путаница между терминами чаще всего возникает у тех водителей, которые редко пользуются многополосными дорогами.
Разбор терминов
По сути, обгон вообще не может происходить с правой стороны, исходя из самого понятия «обгон». Чтобы понять, в чем заключается ошибка многих водителей, употребляющих словосочетание «обгон справа», нужно разобраться в 2 терминах:
- Опережение – это движение со скоростью большей, чем у попутного ТС. Опережение может происходить как с перестроением на соседнюю полосу, так и без него, если автомобили изначально находились на разных полосах.
- Обгон же – это опережение ТС с выездом на полосу для встречного движения. Если один автомобиль обгоняет другой, не выезжая на «встречку», то, с точки зрения ПДД, такой маневр не будет считаться обгоном.
То есть, под «обгоном справа» многие водители подразумевают именно опережение, так как в России принято правостороннее движение, а значит обгонять автомобили можно только слева.
Ситуации, когда обгон запрещен
Водитель должен помнить о том, что как бы он не спешил, не всегда возможно совершить подобное перестроение. Нужно правильно оценивать ситуацию на дороге.
Маневр запрещен в следующих случаях:
- если на участке дороги существует ограничение знаком «Обгон запрещен»;
- автомобиль, идущий сзади начал тот же маневр;
- у транспортного средства, идущего впереди, включен сигнал поворота с левой стороны;
- идущий впереди автомобиль мешает совершить маневр;
- нет уверенности, что хватит скорости.
Рисковать, обгоняя медленно идущее транспортное средство не нужно. Следует правильно оценить ситуацию, выбрать подходящий момент и совершить маневр. Правильное поведение водителя на дороге — залог безопасности для всех участников движения.
Обогнал или нет?
Старые ПДД трактовали обгон как «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы». Согласно пункту 11.2 правил старой редакции, обгонять безрельсовое транспортное средство разрешалось только с левой стороны, и только если водитель подал сигнал поворота налево, значит его можно обогнать справа.
В новой редакции документа от 2010 года, под обгоном понимают уже «опережение транспортного средства, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». В силу того, что движение в России правостороннее, значит обгона справа по новым правилам быть не может. То есть, не выехал при обгоне на встречку — значит не совершил обгон и ничего не нарушил.
Поведение водителя обгоняемого транспортного средства
Безопасность на дороге зависит не только от водителя, который совершает маневр. Грамотно себя вести должен и тот человек, который управляет обгоняемым автомобилем. В ПДД есть особый пункт, который говорит о том, что препятствовать совершению перестроения недопустимо.
Правильные действия водителя обгоняемого транспортного средства:
- Немного уменьшить скорость.
- Слегка сместиться в правую сторону.
- Не мешать маневру повышением скорости, смещением в левую сторону или иными действиями.
Это не значит, что водитель обгоняемого транспортного средства должен уступать дорогу, он должен просто не препятствовать маневру другого автомобиля. Грамотные действия водителей помогут избежать создания аварийной ситуации.
Опережение справа на многополосных дорогах
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Догнал кого-то в левой полосе, увидел свободное место справа, перестроился в соответствии с требованием не занимать левую полосу при свободной правой. Догнал кого-то по правой — обогнал его по левой, если она свободно и вернулся в правую. И те кто тошнит в левой — пусть дальше тошнят. Мир им.
Рекомендуем прочесть: Трудовой договор разнорабочий образец
Ошибки, которые совершают водители во время обгона
Водитель должен грамотно оценивать ситуацию, не надеяться на то, что кто-то уступит дорогу, снизит скорость.
Ошибки при совершении перестроения:
- ошибки при расчете расстояния до встречного транспортного средства, его скорости;
- обгон от «кормы»;
- зависание на «хвосте» впереди идущего транспорта;
- нежелание прекратить маневр, когда есть угроза аварии;
- ожидание того, что встречное транспортное средство уступит дорогу.
Именно эти ошибки приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Так как автомобили движутся с большой скоростью, можно получить серьезные травмы.
Статистические данные говорят о том, что 25 % всех ДТП происходит по причине ошибочных действий водителей, которые совершают обгон. Основная причина заключается в том, что водитель не смог грамотно проанализировать ситуацию на дороге: не правильно рассчитал скорость, время, необходимое для совершения маневра.
На дорогах с большим потоком машин, можно увидеть ситуации массового обгона, когда несколько автомобилей совершают маневр. Делать этого не нужно. Право на обгон в этом случае имеет только первый автомобиль, который начал маневр. В этой ситуации сложно проанализировать скоростные возможности нескольких автомобилей, участвующих в перестроении. ДТП в таких случаях имеет серьезные последствия.
При любом маневре водитель должен быть уверен в правильности своих действий на 100 %. Не уверены – не совершайте маневр. Обгон — это всегда риск, потому, что приходится выезжать на полосу встречного движения.
Нужно помнить о том, что если произошло ДТП, то виновником всегда будет признан тот водитель, который начал маневр.
Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения
3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Рекомендуем прочесть: Льготы пенсионеру в нижнем новгороде 2021г в соцзащите
Перестроение на участке дороги с подъемом
Допустим ли ПДД обгон справа? Правила предписывают, что не нужно совершать маневр во время подъема. Водители иногда на таком участке дороги резко увеличивают скорость, но мощности автомобиля может не хватить для нужного ускорения. Рекомендуется дождаться более ровного участка, только после этого совершать маневр с левой стороны.
Можно столкнуться с ситуацией, когда идущий впереди автомобиль мигает вам правым поворотом. Профессионалы знают, что водитель таким образом говорит, что перед ним никого нет, и маневр будет безопасным. Можно воспользоваться подсказкой.
Обгон крупного транспорта
Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.
Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.
Выполнение обгона
Водителю нужно знать, не только в каких случаях можно совершать обгон, но и правильный алгоритм действий.
Порядок выполнения маневра:
- Подъехать к обгоняемому автомобилю на расстояние 15-20 метров.
- Включить поворотник, это предупредит водителей позади вас.
- Начать перестроение.
- В ночное время или при небольшом ограничении видимости допустимо помигать фарами дальнего света.
- Обогнать автомобиль, включить поворотник, перестроиться на нужную полосу, не создавая помех для других участников движения.
Если вы начали обгон и понимаете, что по какой-то причине безопасно это сделать невозможно, то нужно отказаться от маневра и вернуться на свою полосу.
Чем опасно опережение справа
Водители должны понимать, что обгон справа запрещен не просто так. Это маневр, который опасен для всех участников движения и пешеходов.
Причины, по которым запрещен обгон справа:
- на обочине может быть припаркован автомобиль;
- не видно пешеходов;
- ограничена видимость других участников движения;
- автомобиль, который идет впереди, может совершить поворот направо, что приведет к ДТП.
На обочине справа даже при хорошей видимости могут быть ямы, выбоины, разнообразный мусор, например: бутылки, ящики, кирпичи. Правилами дорожного движения обгон справа запрещен: автомобиль, двигаясь по обочине, может потерять управление, что приведет к аварии.
Климатические условия на российских дорогах тоже следует учитывать. В снегопад, гололед оценить состояние обочины очень трудно. Идущая впереди машина может поднять столб брызг, грязи, которые попадая на лобовое стекло, уменьшат видимость. Перестроение справа в таких условиях — слишком рискованный маневр.
За обгон с правой стороны штраф не так страшен, как серьезное ДТП, к которому может привести такой маневр.
Объезд транспортного средства с правой стороны
У водителя может возникнуть ситуация, при которой не получается избежать объезда препятствия, транспортного средства справа. Необходимо знать, как это сделать правильно, снижая возможность создания аварийной ситуации.
Рекомендации при совершении маневра:
- проверить, что правая сторона дороги свободна, нет препятствий, припаркованных машин, пешеходов;
- весь участок дороги хорошо просматривается;
- проанализировать состояние грунта обочины: нет ли ям, наледи, что может привести к потере управления, сползанию машины в кювет;
- проверить, не будете ли помехой для других автомобилей;
- обратите внимание на транспортное средство, которое идет впереди, не собирается ли водитель совершить поворот направо;
- посмотрите на знаки и указатель на дороге, откажитесь от маневра, если рядом находится автобусная остановка, пешеходный переход, перекресток;
- снизьте скорость, соблюдайте дистанцию, выполняйте маневр предельно аккуратно.
Нужно помнить о том, что при обгоне по правой полосе штраф неизбежен, и доказать необходимость объезда будет сложно.
Частые ошибки, которые совершают водители
Дополнительно следует рассказать о самых частых ошибках, которые допускают неопытные водители при обгоне. В упомянутых случаях нужно быть максимально внимательным и осторожным на дороге:
- Не ориентировался на знаки и разметку.
- Не посмотрел в зеркало заднего вида.
- Совершал затяжной маневр (медленный).
- Не включил поворотник во время обгона.
- Игнорировал погодные условия (туман, снег и пр.).
- Обгон паровозиком (вслед за другим авто).
- Объезд сразу нескольких транспортных средств.
- Плотный прижим к другому авто.
- Резкий сброс скорости после обгона ниже, чем нужно.
- Обгон на перекрёстке (запрещён согласно п. 11.4).
- Незнание «негласных правил» движения.
Всегда нужно быть предельно внимательным на дороге: самое опасное – это не штраф и лишение удостоверения, а риск попасть в ДТП, которое может закончиться летальным исходом.
Штрафные санкции
Водителей интересует, если совершен обгон справа, какой штраф будет необходимо заплатить? В правилах дорожного движения нет такого понятия, соответственно и нет наказания. Но есть несколько норм опережения, за нарушение которых оно предусмотрено.
Обгон справа (штрафы):
- за опережение справа на нерегулируемом пешеходном перекрестке последует наказание в размере 1500 руб.;
- если в результате опережения с правой стороны произошел выезд на тротуар, обочину, то придется расстаться с 5000 руб.;
- если при совершении маневра произошло пересечение сплошной линии, то штраф составит 500 руб.
Водитель должен помнить, что повторным будет являться только действие, которое произошло в течение года после такого же нарушения. За обгон справа штраф каким будет, если нарушение было зафиксировано два раза за год? Водитель может лишиться прав на срок до 1 года.
Водитель должен знать, что в ПДД «обгон справа» понятия не существует. Тем не менее выезд на тротуар, обочину запрещен, и законом предусмотрены штрафные санкции. Не нужно путать понятия «опережение» и «обгон»